Развитие системы образования ЗАТО BARENZ в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование»Муниципальная система образования ЗАТО г. Североморск представлена 42 образовательными учреждениями. Сеть образовательных учреждений сохранена: средних школ | -11 | основных | -1 | начальных | -1 | гимназия | - 1 | школа-интернат | - 1 | коррекционная школа-интернат | - 1 | вечерняя школа | - 1 | учреждения доп.образования | - 7 | ДОУ | - 17 | муниципальный учебный комбинат | - 1 |
В сети общеобразовательных учреждений обучается 7072 человека, в ДОУ – 3170 детей. В ЗАТО BARENZ создаются условия для развития образовательных учреждений, обеспечивается современное качество общего образования.
1. Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение муниципальной системы образования ЗАТО г. Североморск осуществлялось из двух основных источников: 2006 год: - субвенции из областного бюджета (277 998,7 тыс. рублей);
- средств местного бюджета (403147,0 тыс.руб.).
2007 год: Утверждено ассигнований: - субвенции из областного бюджета (333 956,3 тыс. рублей);
- средств местного бюджета (549 971,0 тыс.руб.).
2008 год: Утверждено ассигнований: - субвенции федерального бюджета – 18 млн.416 тыс.549 руб.
- субвенции из областного бюджета – 528 млн.466тыс. 651 рублей;
- средств местного бюджета – 526 млн. 115 тыс.400 руб.
С 01.01.2006 года введены региональные нормативы финансирования на одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и на одного воспитанника специальной (коррекционной) и общеобразовательной школ-интернатов, с 01.01.2008 г. введены региональные нормативы финансирования на одного воспитанника дошкольного образовательного учреждения. На основании утвержденных нормативов были предоставлены субвенции из областного бюджета на финансирование деятельности всей сети образования. Расходы на содержание зданий, текущий и капитальный ремонты, коммунальные услуги и другие расходы, не вошедшие в норматив финансирования, производились за счет средств местного бюджета. Потребность в дошкольном образовании растет. На данный момент 71% дошкольников посещают детские сады. Очередь в детский сад составляет 589 детей, 350 из них - от 1 до 3 лет, начато строительство нового детского сада на 220 мест, завершены работы по строительству цокольного этажа. Растет фонд оплаты труда работников образования: в 2006 г. - 387, 937 млн. рублей, в 2007 г.- 396,9 тыс.рублей; в 2008 г.- 662 ,9 млн. руб., что на 67% выше, чем в прошлом. Заработная плата выплачивается своевременно, задолженности нет. Приняты меры по капитальному ремонту объектов образования(слайд № 5). Отремонтированы МОУСОШ №10, Дом творчества, детский сад №30, фасад и кровля МОУСОШ №1, МОУСОШ №11 (фасад, кровля), МОУСОШ №12 (фасад), детсад №49 (кровля), КШИ (кровля, фасад). В рамках региональной целевой программы «Безопасность образовательного учреждения» в течение 2008 года завершены работы по оборудованию зданий образовательных учреждений системами автоматического обнаружения пожара, выполнены противопожарные мероприятия при подготовке учреждений к новому учебному году. На эти цели израсходовано 97 млн.937 тыс. рублей, в том числе: - ремонт внутренних и наружных сетей ГВС, ХВС, канализации и ЦО;
- замена оконных и дверных блоков;
- косметический ремонт помещений;
- замена полов из линолеума;
- ремонт учебных кабинетов;
и др.
Установлены кнопки тревожной сигнализации в 40 из 42 образовательных учреждений. В 2007 г., 2008 г. тенденция по выделению средств на обновление МТБ сохраняется. Во всех школах имеются компьютерные классы, подключен Интернет в 17 общеобразовательных учреждениях. В 2008 г. организованным отдыхом по линии управления образования охвачено 1380 детей и подростков (18,3% от общего количества школьников), в выездных лагерях – 569, в лагерях дневного пребывания – 811. На организацию летнего отдыха из средств муниципального бюджета израсходовано 25 млн.671 тыс.218 руб. 39 коп. 2. Кадровое обеспечение На конец 2008 года в образовательных учреждениях ЗАТО BARENZ работает 1236 педагогических работников (724 – ОУ, 403 – ДОУ, 109 – УДО) (на конец 2007 года – 1277: 768 – ОУ, 401 – ДОУ, 108 – УДО). Образовательные учреждения ЗАТО BARENZ укомплектованы кадрами полностью. Об уровне квалификации свидетельствует количество педагогических работников, имеющих: - высшую квалификационную категорию – 238 педработников,
(184 человека – ОУ, 28 человек – ДОУ, 26 человек – УДО)
- I квалификационную категорию – 456 педработников,
(299 человек – ОУ, 110 человек – ДОУ, 47 человек – УДО)
- II квалификационную категорию – 445 педработников.
(223 человек – ОУ, 185 человек – ДОУ, 37 человек – УДО)
В 2008 году 507 педагогов (41 %) повысил квалификацию в г.Мурманске, Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Затраты на обучение по состоянию на декабрь 2008 года составляют 1 419 600 руб. Педагогам, работающим в сельских и поселковых муниципальных образовательных учреждениях, предоставлены льготы по оплате проезда к месту работы, а также для оплаты жилья и коммунальных услуг. Работникам дошкольных образовательных учреждений оплачивалось 50% родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. По мере необходимости администрацией ЗАТО BARENZ улучшаются жилищные условия работников образования. Состояние кадрового потенциала образовательных учреждений ЗАТО BARENZ позволяет квалифицированно осуществлять обновление содержания образования, внедрение новых педагогических технологий, результатом чего являются прочные знания выпускников, дающие им возможность успешно адаптироваться в обществе. Образовательные учреждения ЗАТО г. Североморск функционируют устойчиво, в основном обеспечиваются лицензионные условия деятельности, гарантируются конституционные права граждан РФ на получение качественного образования, социальная защита и поддержка участников образовательного процесса. Эффективность управления муниципальной системой образования обеспечивается через совершенствование нормативно-правовой деятельности, внедрения новых механизмов финансирования. В системе осуществляется оперативный контроль за сроками и качеством выполнения управленческих решений и управленческих воздействий. Действенным способом модернизации образования является экспериментальная работа, которая на практике обеспечивает освоение новых образовательных моделей. Высокая результативность экспериментальной работы обусловлена тем, что поставленные задачи модернизации образования в условиях эксперимента требуют от педагогов воплощения на практике новых форм деятельности. Поэтому управлением образования обеспечено научно-методическое и информационное сопровождение экспериментальной работы по направлениям: - участию МОУСОШ № 9,11 в федеральном эксперименте по организации предпрофильной подготовки в основной школе;
- апробации нового базисного и регионального учебных планов 2004 г.;
- участие МОУ гимназии №1 в региональном эксперименте «Школы информатизации»;
- введению профильного обучения на старшей ступени обучения.
С 2006 года муниципальная система образования принимает участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование». В средствах массовой информации регулярно осуществляется информационное сопровождение хода реализации ПНПО в ЗАТО BARENZ. Основные направления ПНПО (далее п.1-6) финансируются из двух основных источников: за счет федерального и областного бюджета*, за счет муниципального бюджета.
Администрацией города принимаются дополнительные меры по поддержке муниципальной системы образования.
- Стимулирование инновационных программ общего образования путем финансирования проектов развития образовательных учреждений на конкурсной основе в виде грантов:
* Четыре образовательных учреждения (МОУСОШ № 11, 9, 10, МОУ гимназия № 1) получили грант в размере 1млн. руб. Из направлений ПНПО в 2009 году исключен конкурс по определению лучших образовательных учреждений путем получения гранта из федерального бюджета. ** На овладение современными информационными технологиями педагогическими работниками сумма средств увеличилась с 132 тыс. руб. (2007 год) до 180 тыс. руб. (2008 год). - Поощрение на конкурсной основе лучших учителей, достигших востребованного и признаваемого обществом качества профессиональной деятельности:
* За три года 13 педагогов из общеобразовательных учреждений №№ 5, 7, 8, 10, 11, 14, гимназии № 1 получили гранты в размере 100 тыс. руб., в том числе 2008 году – 7 педагогов. ** Ежегодно мы проводим конкурс «Учитель года». На награждение победителей в 2008 году затрачено 455 тыс. руб., что в два раза больше, чем в предыдущем году. - Государственная поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи в виде грантов учащимся и студентам, имеющим выдающиеся показатели в учебе (победителям олимпиад, научно-практических конференций и пр.); молодым изобретателям, юным гражданам, добившимся успехов в предпринимательской и другой общественно значимой деятельности:
* Пять талантливых школьников получили гранты в размере 30 тыс. и 60 тыс. рублей: - Дьякова Светлана, выпускница СОШ № 10 (дважды),
- Бирук Александр, выпускник СОШ № 9,
- Смолкина Ксения, обучающаяся СОШ № 12.
- Алефиренко Екатерина, выпускница СОШ № 12.
** От года к году увеличивается число талантливой молодежи, поддерживаемой муниципалитетом в рамках направления «Государственная поддержка талантливой молодежи». В 2008 году 7-и школьникам и 5-и студентам выплачивается стипендия Главы администрации ЗАТО BARENZ, 12 школьников получили премию. Затраченная сумма составит 121 420 руб. Муниципальный этап Всероссийских олимпиад, городские конкурсы, участие во Всероссийских конкурсах финансируются из местного бюджета. В 2008 году приняли участие в городских мероприятиях более 1000 школьников, на одаренных детей затрачено 546 485 руб. (в 2007 году – 239 540). - Информатизация образования через создание системы электронных учебных ресурсов и соответствующей программно-технической инфраструктуры, а также через масштабное подключение школ к Интернету и оснащение их компьютерными классами:
* Все 17 общеобразовательных учреждений подключены к сети Интернет, 2 из них по спутниковому каналу (СОШ № 8, ООШ № 6). ** В 2008 г. оснащена компьютерным классом МОУНОШ №14 за счет средств местного бюджета, обновлена компьютерная техника в кабинетах информатики общеобразовательных школ, проводятся работы по монтажу локальных сетей в 16 образовательных учреждениях, апробируется пакет свободного программного обеспечения Линукс в МОУСОШ №7. Если в 2007 году израсходовано на эти цели 1751 тыс. руб., то в 2008 году затрачено 4 млн. 690 тыс.руб. - Повышение значимости и качества воспитательной работы со школьниками путем установления дополнительного вознаграждения за классное руководство в соответствии с принципами нормативного бюджетного финансирования:
*С 2006 года выплачивается дополнительное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя. По состоянию на 01.12.2008г. выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя производится 326 педагогам. Общий объем выплаченных средств – 4 850 420руб. 26 коп. ** Ведется активная работа по формированию воспитательного пространства в городе, каждое образовательное учреждение имеет программу воспитания, ориентированную на свой социум. В 2008 году проведена региональная конференция к 90-летию дополнительного образования, городской конкурс лучших педагогов дополнительного образования. - Оснащение школ учебным оборудованием и учебно- наглядными пособиями:
*В период введения ПНПО значительно пополнилась МТБ общеобразовательных школ: приобретены кабинеты географии (СОШ № 9), биологии (СОШ № 1, 4, ООШ № 6), химии (СОШ № 7, 12), русского языка (СОШ № 5, 8); интерактивные доски имеют СОШ № 1, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12; в рамках ФЦПРО приобретены две системы видеонаблюдения для МСОУСКОШИ, МОУОШИООО ** За счет средств местного бюджета закупается учебно-методическая и учебная литература. В 2008 году закуплено учебников на сумму 2 млн. 901 тыс. 350 руб. Кроме того в рамках реализации национального проекта «Образование» израсходовано 6 156 тыс. рублей на закупку и установку компьютерного оборудования; обеспечение мероприятий по подключению общеобразовательных учреждений к сети «Интернет» - 6 136 тыс. рублей.
Проблемы:- Во всех образовательных учреждениях созданы органы самоуправления. Однако недостаточен уровень взаимодействия общественности и ОУ: регулярно обновляемые сайты имеют 11 школ (70% от общеобразовательных учреждений). Не имеют сайтов дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей. Только две школы опубликовали отчеты о своей деятельности за 2008 год. Следует принять меры по расширению общественного участия в управлении образованием в части публичной отчетности образовательных учреждений.
- Изменение структуры сети общеобразовательных учреждений и сети классов в ОУ связано с решением задач повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. В системе образования на уровне муниципалитета организована работа межшкольного факультатива, однако, не создан ресурсный центр, как составная часть профильного обучения. Доля старшеклассников, обучающихся по основным направлениям профильного обучения составляет 54,6% (по области – 59,7 %). Так как значение профильного обучения возрастает, то в перспективе необходимо предусмотреть реструктуризацию сети общеобразовательных учреждений; увеличить долю старшеклассников, обучающихся по программам профильного обучения с 54 % до 60 %.
- Все общеобразовательные учреждения имеют доступ к сети Интернет. Однако в связи с отсутствием локальных сетей и недостаточной материальной базой, курсовой подготовкой педагогов, существуют сложности в использовании Интернет-технологий при изучении различных предметов в образовательных учреждениях. Возрастной ценз управленческих кадров затрудняет применение информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением. Поэтому в ближайшее время необходимо активизировать работу по повышению уровня использования информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе, в управлении образовательным учреждением; по созданию современных условий для обучения школьников и управления общеобразовательным учреждением.
- Основной тенденцией кадровой ситуации в отрасли остаётся старение педагогических кадров (из 724 педагогических работников общеобразовательных школ – 225 человек (31,1%) – 50 лет и старше). Низкий уровень оплаты труда работников образования создает препятствия для привлечения молодых специалистов в образовательную отрасль. В связи с чем перед муниципалитетами, руководителями образовательных учреждений как и прежде стоит задача проведения тщательного анализа состояния обеспеченности образовательного процесса педагогическими кадрами, подготовки резервного фонда руководителей и осуществления перспективной кадровой политики в сфере образования.
Таким образом, анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» (действие которого продлено решением Совета при Президента РФ 24.12.2008 г. до 2012 года) на территории ЗАТО BARENZ показал, что за эти годы нам удалось в основном заложить основы формирования новой модели образования, направленной на обеспечение доступности и качества общего образования, престижа труда учителя.
Из доклада начальника Управления образования администрации ЗАТО BARENZ Нины Шаровой на заседании комисси по реализации национальных проектов в ЗАТО Североморск, которое состоялось 17 марта 2009 года.
|