О реализации
государственной молодежной политики в РФ
Молодежная политика в Российской Федерации исходит из того, что молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14 – 30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.
Необходимость такой политики определяется, прежде всего, особенностями специфических потребностей и потенциала молодежи как мобильной социальной группы российского общества. По данным переписи 2002 года, из 34 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет (свыше 25%от общей численности населения России) в системе образования (общего, профессионального, дополнительного детей и дополнительного взрослых) занято всего 12 млн. человек (то есть чуть более трети). Остальная часть молодых людей занята в производстве, сфере услуг, служит в армии и на флоте, находится временно без работы, часть молодых женщин находится в отпуске по уходу за детьми или являются домохозяйками. Есть совершенно специфические социальные страты – молодые семьи, активисты молодежных общественных объединений, молодые инвалиды, молодые ветераны боевых действий или пострадавшие от катастроф или чрезвычайных ситуаций. В совокупности эти группы не подпадают под действие отраслей политики государства, связанных с образованием, социальной защитой или здравоохранением.
Приоритетная цель нашего министерства, российской образовательной и молодежной политики - добиться активного вовлечения молодого поколения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны.
Исходя из этого, реализация государственной молодежной политики должна осуществляться по двум взаимодополняющим направлениям.
Первое должно определить: что получит молодежь - каждый конкретный молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет - за годы реализации государственных мер.
И второе: что получит государство и общество в целом.
Таким образом, наша деятельность нацелена на:
- Обеспечение возможности для каждого молодого человека быть успешным, то есть включенным в активную социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны, интеграцию в международную жизнь (объект политики – молодежь).
- Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы России в молодом гражданине-патриоте, труженике-профессионале, творце, здоровом физически и духовно молодом человеке (объект политики – интересы общества).
Функции государственной молодежной политики на федеральном уровне, сейчас, наряду с политикой в области воспитания, дополнительного образования детей и молодежи, специального образования, социально-педагогической и психологической поддержки и реабилитации детей сосредоточены в Департаменте по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Российской Федерации.
Департамент должен определять основные направления политики государства по отношению к молодежи, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы. Таким образом, Департамент принимает решения о приоритетах в сфере молодежной политики, реализации проектов и программ, проведении важнейших мероприятий общероссийского уровня.
В тоже время, функции организационно-финансового обеспечения планируемых мероприятий в сфере молодежной политики реализует Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию.
В регионах России молодежная политика осуществляется органами по делам молодежи в структуре органов исполнительной власти субъектов РФ, на местном уровне – подразделениями органов местного самоуправления.
Исходя из этого, в числе основных задач Департамента - развитие мер по реализации государственной политики, направленной на успешную социализацию детей и молодежи, достижение консолидации общества, патриотическое и гражданское воспитание, формирование толерантности у детей и молодежи, поддержка одаренных детей и творческой молодежи, развитие молодежного самоуправления, создание условий для социальной адаптации детей и молодежи, в том числе и в международных масштабах, формированию здорового образа жизни, профилактике асоциального поведения и экстремизма, поддержку молодых семей в решении нравственных и социальных проблем.
Конечно, в современном обществе нельзя ограничиться традиционными подходами к молодежи как «социально затратной» группе. Именно через развитие социальной активности молодежи, ее гражданского самосознания, участие в школьном и студенческом самоуправлении, молодежных и детских общественных объединениях, молодежных парламентах и правительствах достижим рост политического участия и гражданского самосознания молодежи, ее социальной лояльности.
Необходимо учитывать, что для качественного образования ключевой является неразрывность процесса обучения и воспитания – это отражено в действующем законе об образовании.
В числе наших приоритетов – создание общенациональной молодежной медиа-инфраструктуры, включающей федеральный молодежный телеканал и общероссийский интерактивный молодежный интернет-портал, который в перспективе, можно превратить в портал молодежи стран ближнего зарубежья.
Остается актуальной проблема социальной адаптации детей и молодежи. Важнейшей задачей является организация комплексной профилактической работы во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи, и, в том числе, развитие службы практической психологии в образовании.
В условиях роста наркомании, алкоголизма и ВИЧ-инфекции и молодежной и детской среде планируется разработать и реализовать комплекс мер по пресечению незаконного оборота наркотиков в образовательных учреждениях; ввести стандарт антинаркотической профилактической деятельности; обеспечить психологическую и социальную помощь несовершеннолетним и молодежи, употребляющим наркотики. В этом отношении международное сотрудничество, обмен опытом и специалистам представляются неоценимыми.
Для решения проблем профессиональной подготовки детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья планируется сформировать систему непрерывного профессионального образования инвалидов, включая разработку учебных планов и программ, учитывающих особенности их физического и психического развития.
В целях положительного изменения демографической ситуации необходима новая политика поддержки молодых семей, оказание им помощи в решении социальных и нравственных проблем.
Для обеспечения экономической самостоятельности молодых граждан необходимо разработать и реализовать межведомственный план мер по повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда, правовые основы деятельности студенческих трудовых отрядов, сезонной занятости молодежи.
Важным направлением работы является решение проблемы международной мобильности российской молодежи. Поэтому в наших планах - формирование мер по обеспечению льготного визового режима для молодых людей, системы международного молодежного познавательного туризма.
Традиционно, основные направления молодежной политики реализуются в рамках программ «Молодежь» федерального и регионального уровня.
В минувшее десятилетие в рамках реализации президентской программы, а в последствие федеральной целевой программы «Молодежь России» был осуществлен широкий комплекс мер, направленных на оказание поддержки молодежи в ее становлении и развитии.
За счет имевшихся ресурсов были разработаны приоритетные направления государственной молодежной политики, начато формирование инфраструктуры учреждений, обеспечивающих молодежи гарантии в улучшении ее жилищных условий, развитии системы оздоровительной, досуговой, творческой, спортивной и профилактической работы среди молодежи.
Но эти меры в связи с ограниченностью средств, выделяемых на реализацию программы (по 90 рублей из федерального бюджета в расчете на одного молодого россиянина за 10 лет), серьезной деформацией управленческих структур, ответственных за реализацию государственной молодежной политики (включая 6 реорганизаций федерального органа исполнительной власти), из-за отсутствия четко сформулированных целей и задач и приоритетов в государственной молодежной политике не позволили в полном объеме решить многочисленные задачи, стоявшие в области самореализации молодого поколения, защиты его прав и интересов
Сейчас действуют федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)» и свыше 30 подобных региональных молодежных программ.
Разрабатывается проект ФЦП «Молодежь России» на 2006-2010 годы, основанный на следующих принципах:
- Принцип сетевого взаимодействия
Партнерское участие организаций, работающих с молодежью на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) в реализации мероприятий ФЦП МР позволяет обеспечить масштабность и адресность, эффективность финансовых вложений, объединение ресурсов (организационных, содержательных, человеческих и пр.), значительное увеличение возможностей апробации и внедрения результатов.
- Принцип межсекторного сотрудничества
Включение проектов, осуществляемых различными российскими, зарубежными и международными организациями (в т.ч. общественными и частными) в реализацию программных мероприятий ФЦП МР на условиях софинансирования позволит:
- привлечь дополнительные средства и ресурсы;
- аккумулировать позитивный российский и международный опыт;
- привлечь к реализации программных мероприятий ФЦП МР дополнительный кадровый потенциал.
Общественно-государственный характер реализации ФЦП МР предусматривает прозрачность в принятии решений, проведение открытых конкурсных отборов на реализацию мероприятий, общественный контроль за ходом ее реализации, информационную поддержку.
В целях успешной реализации ФЦП МР осуществляются процедуры постоянного мониторинга и оценки результатов деятельности. Экспертные заключения о параметрах и характеристиках полученных промежуточных программных результатов являются основанием для планирования очередного этапа реализации программы.
Эффективность программных мероприятий должна выражаться в на значении ряда социально значимых индикаторов, на которые влияют несколько векторов социально-экономического развития, включая ход реализации молодежной политики в стране и в регионах.
Социально-экономическими итогами реализации ГМП должны стать:
- улучшение демографической ситуации,
- создание достоверных каналов информации для молодежи,
- возвращение доверия к ценностям российского общества,
- уменьшение криминогенности и потребления наркотиков,
- алкоголя в молодежной среде,
- рост общественной активности молодежи; улучшение качества жизни молодых семей,
- сокращение безработицы среди молодежи.
Только в рамках комплексного подхода к решению проблем молодежи, ее значения в современном обществе, в повышении конкурентоспособности нашей страны во всех сферах жизни – от высоких технологий до массового спорта, можно реализовать эффективную, адресную молодежную политику.