«Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое…» Эта молитва в исполнении Елены Гостинской прозвучала в минувшую субботу в Городском выставочном зале неслучайно – в преддверии Светлого Христова воскресенья здесь открылась выставка картин Анатолия Сергиенко на библейскую тему «Прикосновение к вечности». Чтобы писать евангельские образы, художнику нужно созреть… духовно и творчески. У Анатолия Сергиенко интерес к Библии родом из детства: - – Со Священным писанием познакомился лет в 5-6. У нас была большая бабушкина кожаная Библия 1913 года с застежками. Сначала просто листал ее и смотрел, а когда в школу пошел, читать начал. Особенно история сотворения мира впечатлила, рассказ про Адама и Еву. Правда, много тогда не понимал. Когда старше стал, перечитывал и начал иллюстрировать.
Позднее, когда автор учился в художественном училище, познакомился с глубоко верующими людьми. Общение с ними вдохновило на более глубокие библейские произведения. На выставке представлено одно из первых – «Автопортрет» 1970 года. Сомневаться в том, что лик святого князя Владимира на холсте в то время мог вызвать критику со стороны властей, не приходится. Но религия в творчестве Анатолия Сергиенко заняла прочные позиции, и сегодня евангельская тема для него – одна из важнейших. - -Пишу библейские образы не потому, что это модно, а по внутренней необходимости, по велению сердца, – признается заслуженный художник РФ А.Сергиенко. – Здесь я показываю работы, которые делал для себя, а не на продажу. Мне это помогает жить, наполняет общим смыслом, жизненной энергией. Думаю продолжить работу в этом направлении. Некоторые картины перепишу – для раскрытия сюжетов можно найти более выразительное, острое решение, потому как с возрастом многое переосмысливаешь. Хочется написать «Сошествие во ад», «Уверение Фомы». За темы «Вознесения», «Распятия» побаиваюсь браться: многие художники к ним обращались, но найти собственный подход непросто.
Каждое произведение на библейскую тему – новое переживание. Создавая образ на холсте, художник проживает с ним его трагедию. Для Анатолия Сергиенко время, упомянутое в Священном Писании, тяжелое и мрачное, оттого и картины ему посвящает не радужно-светлые, а напряженно-драматичные. С иконами их просит не сравнивать: - - Художественное творчество тем и отличается от иконографии, что позволяет человеку выразить то, как он представляет себе библейский сюжет: будь то фотореализм или абстракционизм.
Встречал Анатолий Сергиенко и непонимание со стороны священнослужителей, а вот простому зрителю произведения художника оказались близки. Североморка Нина Глущенко, например, даже сумела по сюжетам угадать названия некоторых картин. Ирина ПАЛАМАРЧУК "BARENZ вести"
|