Роль «звезды», которую Голливуд так упорно навязывал Одри Хепбёрн, это продолжение старых, как кино, традиций американских экранных героинь. Их родословная тесно связана с общественной потребностью, которую западное кино реализует в течение вот уже семидесяти пяти лет. За эти десятилетия менялись вкусы и склонности людей, а вместе с ними менялись внешность и характер киногероинь. Они (эти героини) приспосабливались к актуальной моде или же, наоборот, сами создавали и навязывали ее. Никогда это не происходило вопреки общим тенденциям, но всегда соответствовало тому, что может быть принято и одобрено. Голливудская «система звезд» действует безошибочно, хотя идеалы меняются быстро, а неожиданный каприз публики приводит к быстрому падению вчерашних кумиров или наоборот — стремительному взлету безвестной дебютантки. Несмотря на временную дистанцию, отделяющую современных героинь Мерилин Монро, Элизабет Тэйлор, Одри Хепбёрн или Джейн Фонда от актрис, которыми восторгались предшествующие поколения (Ингрид Бергман, Грир Гарсон, Грета Гарбо, Марлен Дитрих), мы можем легко обнаружить частые возвраты несколько измененных, модернизированных, но все-таки тех же самых образцов. Сегодня, как и в 20-е годы, преобладают два типа. Первый — это наивный подросток; предложенный Лилиан Гиш сентиментальный, слезливый вариант этого типа был слишком идеален, чтобы удовлетворить многих; более универсальным оказался вариант «возлюбленной Америки» — Мэри Пикфорд. Ее чистота и невинность, ее вечное детство сочетались с ловкостью, энергией и умом. Другой тип — это зрелая светская женщина, женщина-мать или ее противоположность: женщина — демон зла, которую англичане назвали «вамп». Цель «вамп» — покорять и уничтожать мужчин. Эта модель нашла свое наиболее сильное выражение в таких актрисах, как Алиса Холлистер и Теда Бара. Со временем «вамп» потерял свою агрессивность, стал более жизненным, так появился тип «флаппер» — ловкой, хотя и чуть-чуть наивной героини. Этот тип долгие годы с успехом играла Джоан Кроуфорд. Отсутствие у «флаппер» таинственности и светскости уравновешивали импортируемые из Европы «фатальные» женщины — Пола Негри, Грета Гарбо, Марлен Дитрих. Американским эквивалентом «фатальной» женщины был тип платиновой блондинки, которая свою врожденную сентиментальность скрывала под маской цинизма и безнравственности. Этот тип, представленный в 30-годы Джин Харлоу, в свою очередь превратился в 40-е годы в более сложную модель «хорошая — плохая девушка». Его представляют Ава Гарднер, Джейн Рассел, Ким Новак и — в первую очередь — Мерилин Монро.
В годы войны кинематограф, являющийся наиболее чувствительным сейсмографом настроений и потребностей общества, зарегистрировал появление новой модели: безукоризненно верной, идеальной жены или невесты.
Когда отгремела война, возник тип секс-бомбы. Героини американских лент 50-х годов отличались от простых смертных не величием души, а обилием тела. Быть или не быть «звездой» — этот вопрос решали объемы груди, талии, бедер, вес и рост. Но чтобы удовлетворить и другие вкусы, а также завоевать женскую часть аудитории, враждебно относившуюся к агрессивным соблазнительницам, был смоделирован также новый тип — вариант «милой девушки», сочетающей наивность Лилиан Гиш с очарованием и ловкостью Мэри Пикфорд.
Одри Хепбёрн как раз и отвечала всем этим требованиям. Она ничем не напоминала секс-бомбу. Неправильные черты лица, слишком большой нос, слишком большие губы и толстые брови… Но при всем том нежная и хрупкая прелесть подростка, обезоруживающая улыбка и прекрасные глаза… Она интеллигентна, сообразительна, весела, бессознательно кокетлива, все в жизни ее интересует.
Талант и стремления Одри не мешали продюсерам и не мешали зрителям. Зато ей самой тесные рамки «типа» не давали совершенствоваться, расти как актрисе. Ее развитие происходило вопреки тому, что от нее требовали. Хепбёрн выбрала наиболее трудный путь: работая в рамках навязанного ей типа, незаметно, постепенно изменять его, расширять его границы. И то, что свои планы актриса сумела воплотить в жизнь, свидетельствует и о ее упорстве и способностях.
Комментарии закрыты.