На новую ступень развития поднялась и проза. Хань Юй и Лю Цзуныоань выступили против застывшего “параллельного стиля”, который вошел в моду начиная со времени Южных и Северных династий. Для этого стиля было характерно обилие параллелизмов, украшательств, штампов. Хань Юй и Лю Цзуныоань предлагали возродить лучшие традиции древней китайской прозы, прежде всего правдивость и оригинальность содержания, простоту языка. Новое направление в прозе было ближе к разговорному, нежели к ритмическому стилю.
В середине эпохи Тан возникла новая поэтическая форма “цы”, связанная с иностранной музыкой. “Цы” представляют собой лирические стихи на определенный мотив, имеющие строки различной длины. В конце эпохи Тан и при Пяти династиях (907—960) этот жанр стал еще более популярным. Появилась и целая плеяда поэтов, специализировавшихся в данном жанре. Наиболее примечателен из них Ли Юй — последний император династии Южная Тан. Наивысшего развития жанр “цы” достиг при династии Сун (960—1279), когда образовалось две школы поэтов: изящная, сдержанная и дерзкая, вольная. Первая была представлена Лю Юном, Чжоу Банъянем, Цинь Гуанем и Ли Цинчжао, которые отдали свои таланты стихам о любви, одиночестве и муках расставания. В конце Северной Сун жанр “цы” был полностью преображен поэтом Су Ши. Отойдя от традиционных тем, возникших при Пяти династиях, Су Ши расширил диапазон поэзии “цы”, обратившись к таким новым темам, как описания природы и истории. Его лирика, наполненная разнообразными чувствами, служит примером подобного расширения.
При Южной Сун, когда в Китай вторглись кочевники чжурчжэни, основавшие династию Цзинь (1115—1234) поэзия становится более выразительной, проникается патриотическими эмоциями. Блестящий образец такой лирики — стихи Синь Цицзи. Он и Су Ши считаются наиболее известными представителями дерзкого, вольного стиля. К этому же течению принадлежат Юэ Фэй, Чжан Юаньгань, Чжан Сяосян и Вэнь Тяньсян.
Помимо стихов “цы”, в сунскую эпоху развивалась поэзия в традиционном жанре “ши” (с равным количеством иероглифов в строке). Ее мастерами были Мэй Яочэнь, Су Шуньцинь, Ван Ань- ши и Су Ши (при Северной Сун) и Лу Ю, Фань Чэнда, Ян Ваньли (при Южной Сун). Знаменитая семья Су (Су Сюнь, Су Ши и Су Чэ), Суян Сю, Ван Аньши и Цзэн Гун сунской эпохи вместе с Хань Юем и Лю Цзунъюанем танской эпохи стали известны как Восемь корифеев Тан и Сун.
В эпоху Сун родились и первые образцы китайской повести, начали появляться короткие истории, язык которых был близок к разговорному. Большинство этих повестей — своеобразные конспекты, составлявшиеся народными сказителями. Широкой популярностью пользовались такие рассказы, как “Нефритовая Гуаньинь”, “Несправедливая казнь”, “Муки в тюрьме” и др. Помимо бытовых сюжетов, сказители использовали и исторические (повествовавшие о подъеме и падении династий, рисовавшие живые картины сражений). Эти рассказы стали важной вехой в развитии романа — первого в Китае крупного прозаического жанра.
В эпоху Юань наиболее заметным литературным явлением были музыкальные “смешанные пьесы” ("цзацзюй"). Первоначально поставленные в Даду (как тогда назывался Пекин) и в Ханчжоу, они постепенно распространились по всей стране, оказали огромное влияние на развитие актерского мастерства и формирование различных типов традиционной оперы. Сохранилось свыше 345 юаньских “смешанных пьес”, самые знаменитые из них написаны Гуань Ханьцином, Ван Шифу, Чжэн Гуанцзу, Бо Пу и Ма Чжижюанем. Особенно
крупным и плодовитым автором этих пьес был Гуань Ханьцин, сочинивший 63 пьесы, в т.ч. “Обиду Доу Э” ("Снег в июне"). Как и пьеса Ван Шифу “Западный флигель”, эта пьеса принадлежит к непревзойденным шедеврам китайской оперы.
Комментарии закрыты.