Марчелло Клеричи (актер Жан-Луи Трентиньян), придавленный прессом фашистской пропаганды, поступает на работу в политическую полицию. И здесь начинаются ступени его падения. Марчелло поручают убить во Франции профессора-антифашиста Луку Куадри, у которого он когда-то учился в университете. Он находит профессора, знакомится с его женой Анной, сближается с ней. Марчелло в колебаниях, сомнениях, его душа раздвоена, он оттягивает роковую минуту — все это изображает режиссер тонко и психологически точно. И все же Марчелло совершает предательство — сообщает агентам секретной службы, когда профессор Куадри поедет в горы, и они зверски убивают профессора. На глазах у Марчелло они убивают и Анну, которую он полюбил и пытался спасти. Конформизм, соглашательство здесь сыграли с ним злую шутку.
Как видим, внешне, по всем компонентам — это открыто антифашистский фильм, показывающий истребление в человеке всего человеческого. Жан-Луи Трентиньян блестяще ведет свою роль — наверное, это его лучшая работа в кино. С блеском ставит режиссер психологические сцены, добиваясь большой актерской выразительности, тонкой передачи нюансов психологических переживаний героев.
Но… И здесь снова «но». Почему же Марчелло стал конформистом? Почему он подчинился, превратился в соглашателя? Да потому, что в детстве его совратил шофер-гомосексуалист, а он сам совершил невольное убийство. И потому еще, что мать Марчелло — наркоманка, а отец — в сумасшедшем доме (сцена встречи отца и сына изображена впечатляюще, в феллиниев- ском духе). Да и Анна, жена профессора, оказывается, любит не Марчелло, а его жену Джулию — к ней ее влечет тайная страсть лесбиянки…
Примечателен конец фильма: крушение фашизма,
ликующие толпы, и Марчелло, только что предавший своего слепого друга Итало, сподвижника и наставника по фашистской партии, прислушивается к словам мужчины-проститутки, зазывающего клиентов.
Природа фильма двойственна. Хотя предметы, затронутые в нем, важные и в ряде эпизодов гнилостные бактерии фашизма точно увидены через микроскоп художника и переданы ярко, все же нельзя отвлечься от того обстоятельства, что побудительные мотивы поступков главного героя связаны по большей части с его психической неполноценностью. Это и дает право видному прогрессивному американскому критику Филиппу Бо- носки говорить: «В этой картине, как видим, фашизм дается не как классовый, политический феномен, он связывается только со сферой сексуальных отношений. О классах в фильме вообще нет и речи, разве что они изредка упоминаются мимоходом. Во всяком случае, наше внимание всюду переключено с объективной природы фашизма, с его классовой сущности и с его роли в подавлении рабочего класса на сексуальную психологию (вернее — патологию) главного героя».
Комментарии закрыты.