Ценности эпохи индивидуализма решительно поспособствовали реорганизации современной моды, они так же сказались на ее жизни, как и на жизни государства. В обоих случаях произошло событие, как нельзя лучше отвечающее принципу равенства, а именно: отречение от величественных и роскошных знаков иерархического господства как в человеческих отношениях, так и в политике. В обоих случаях произошли усиление и бюрократизация власти, в обоих случаях все влиятельнее становилась власть специализированных отраслей во всем обществе; а также само общество стало разделять ценности, освобождающие человека от любого гнета: например, ценность постоянных нововведений и вообще принцип Новизны, или ценность коллективного участия в осуществлении действий власти. Более того, по примеру демократического государства, полагающего право на власть в своем единстве и неотделимости от общества, которое оно представляет и чью волю строго исполняет, современный кутюрье без устали напоминает о своей демократической функции инструмента исполнения коллективных желаний, исполнения воли общества: «Истина состоит в том, что я путем предвидения и предвосхищения отвечаю на ваши тайные намерения… Я — всего лишь медиум, чувствительный к реакциям вашего вкуса, медиум, который тщательно фиксирует тенденции ваших мимолетных причуд и прихотей»39. В отличие от художников, особенно авангардных, которые во всю мощь заявляют о своей суверенной независимости, высокая мода очень тщательно, в соответствии со своей бюрократической природой, скрывает свою неменьшую мощь, свою способность диктовать собственные законы моде благодаря тому, что более всего ценятся общественная инициатива, наставление и даже принуждение в сфере стиля.
Комментарии закрыты.