Все уголовные и гражданские дела должны вестись в определенных процессуальных рамках. Уголовные дела, как правило, проходят три этапа: сначала орган общественной безопасности или в отдельных случаях орган государственной безопасности рассматривает дело, ведет предварительное следствие; затем народная прокуратура принимает решение
о предъявлении или непредъявлении обвинения; наконец, если обвинение предъявлено, суд рассматривает данное дело. В соответствии с законом некоторые уголовные дела не проходят этапа предварительного следствия в органах общественной безопасности, а направляются непосредственно в народную прокуратуру для проведения предварительного следствия. К таким уголовным делам относятся дела, связанные с коррупцией, нарушением демократических прав граждан, должностными преступлениями. Гражданские и некоторые уголовные дела рассматриваются непосредственно в суде.
Органы общественной безопасности, прокуратуры и суды должны нести раздельную ответственность за осуществление своих функций, взаимно координировать работу, действовать согласованно для обеспечения точного и эффективного проведения в жизнь законов. По делам, по которым предварительное следствие ведут органы общественной безопасности, санкцию на арест дает народная прокуратура. Если орган общественной безопасности после проведения предварительного следствия считает, что необходимо возбудить дело в суде или привлечь преступников к уголовной ответственности, он передает дело на рассмотрение в прокуратуру. Затем прокуратура решает — предъявлять или непредъявлять обвинение. После ознакомления с материалами дела суд имеет право принимать дело, по которому прокуратурой предъявлено обвинение, или возвратить его в прокуратуру на доследование; при отсутствии необходимости применения уголовного наказания суд может потребовать, чтобы прокуратура отказалась от обвинения. Прокуратура обязана направить своего представителя для участия в судебном разбирательстве и поддержания государственного обвинения, для надзора за соблюдением законности в суде.
В ходе судебного разбирательства народные суды должны соблюдать следующие принципы: независимость в судопроизводстве, в пределах, установленных законом, осуществлять судопроизводство независимо, без вмешательства со стороны административных органов, общественных организаций и отдельных лиц; принцип равенства перед законом всех граждан вне зависимости от национальности, расы, пола, профессии, социального происхождения, вероисповедания, образовательного уровня, материального положения и местожительства, в ходе судопроизводства никто не может иметь каких-либо особых привилегий; принцип языка национальных меньшинств: граждане всех национальностей имеют право пользоваться языком своей национальности, в районах компактного проживания национальных меньшинств либо проживания многих национальностей судопроизводство ведется на одном или нескольких общепринятых в данной местности языках; принцип гласности суда: за исключением дел, связанных с государственной тайной, некоторыми сугубо личными моментами, уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних до определенного возраста, все остальные должны быть рассмотрены открыто; принцип отводов, поскольку стороны в деле имеют право заявить отвод работникам суда, которые прямо или косвенно связаны либо заинтересованы в исходе дела; принцип защиты: обвиняемые имеют право на защиту, кроме тех,
кто сам использует право на защиту, обвиняемые могут поручить свою защиту адвокатам, они имеют право также обратиться к представителям от общественных организаций или предприятий, на которых работают обвиняемые, либо другим гражданам по разрешению суда или близким родственникам и опекунам обвиняемых обеспечить их защиту в суде; принцип коллегиальности: суды, рассматривающие дела по первой инстанции, должны работать коллегиально в составе одного или двух судей и народных заседателей. Обычные гражданские дела, незначительные уголовные дела и некоторые другие специально оговоренные дела по закону могут рассматриваться одним судьей. При коллегиальном разбирательстве дела один из судей по указанию председателя суда или начальника палаты председательствует в судебной коллегии. Если в судебном разбирательстве принимают участие председатель суда или начальник палаты, то председательствование в коллегии осуществляется ими; принцип производства в суде второй инстанции после суда в первой инстанции: если стороны в деле не удовлетворены приговором или определением народного суда той или иной ступени по первой инстанции, они имеют право обжаловать их в кассационном порядке в вышестоящий суд. Приговор или определение вышестоящего народного суда по второй инстанции является окончательным.
В народных судах всех ступеней создаются судебные комитеты, которые обеспечивают коллективное руководство судопроизводством. Члены судебных комитетов назначаются и отзываются органами государственной власти. В судебных комитетах председательствуют председатели народных судов. Задачами судебных комитетов являются обобщение опыта судебной работы, обсуждение важных или сложных дел и других вопросов, имеющих отношение к судебной работе. Когда в ходе дискуссии высказываются различные мнения, действует принцип демократического централизма: меньшинство подчиняется большинству.
Комментарии закрыты.