Во времена минской и цинской династий продолжали развиваться драматургия и проза. В начале минской династии Гао Мин написал оперу “Лютня”, за ней, в середине Мин, была создана пьеса Тан Сяньцзу “Пионовая беседка”. В эпоху Цин появились “Веер с персиковыми цветами” Кун Шанжэня и “Храм долголетия” Хун Шэна. Первые и, несомненно, лучшие китайские романы были созданы в эпоху Мин, а затем традиции этого творчества продолжали развиваться при династии Цин. Используя сун- ские и юаньские сказания, писатели создавали свои произведения в духе народных рассказов. Поэтому первые романы были написаны в стиле разговорного языка. В начале эпохи были опубликованы “Речные заводи” Ши Найаня и “Троецарствие” Ло Гуаньчжуна. В середине той же эпохи появились “Путешествие на запад” У Чэнъэня и “Цзинь Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе” Ланьлинского насмешника. Эти книги свидетельствовали уже о зрелости китайского романа. В эпоху Цин появились сатирический роман “Неофициальная история конфуцианцев” У Цзинцзы и бытовой роман “Сон в красном тереме” Цао Сюэциня. Последний считается вершиной развития традиционного китайского романа и одним из шедеьров мировой литературы. Крупнейшим образцом цинской литературы признаны “Странные истории из кабинета неудачника” Пу Суилина — собрание новелл о сверхъестественном, написанных в классическом стиле.
В последние годы цинской династии в связи с империалистической агрессией китайское феодальное общество превратилось в полуфеодальное-полуколони- альное, на политике и экономике страны отразилось развитие капитализма. Патриоты Китая, возмущенные коррупцией и репрессиями, которые они видели вокруг себя, поднялись на антифеодальную и антиимпериалистическую борьбу. Многие литературные произведения, созданные в этот период, несут в себе большой политический и социальный заряд. Можно даже сказать, что сочинения поздней Цин обладают более глубоким политическим и реалистическим содержанием, чем вся предшествующая китайская литература. Целый ряд прогрессивных литераторов с успехом экспериментировали в области стиля и формы; появилось много новаторских произведений.
Типичными представителями прогрессивной литературы этого времени были Гун Цзычжэнь, Хуан Цзуньсянь, Лю Яцзы и Лян Цичао. Первый из них был широко образованным буржуазным мыслителем, он признан родоначальником новой китайской литературы. Его стихи воспевают пылкие идеалы, наполнены глубоким возмущением социальной несправедливостью, призывом к борьбе. Хуан Цзуньсянь был представителем движения буржуазных реформаторов. Он и Лян Цичао ратовали за “революцию в поэзии”, “революцию в прозе4’, замену классического китайского языка разговорным. Поддерживая реформу в области политики, Лян Цичао выступал за создание политических романов. Лю Яцзы известен как основатель первого объединения революционных литераторов — Южного общества, образование которого подготовили своим творчеством Вэй Юань, Линь Цзэ- сюй, Кан Ювэй, Тань Сытун, Цю Цзинь и другие известные поэты-патриоты.
В конце эпохи Цин в жанре нового просветительского романа было создано свыше тысячи произведений. Наибольшую ценность из них представляют. 4 крупнейшие обличительные романа: “Наше чиновничество” Ли Ба- оцзя, “Удивительные события за двадцать лет” У Вояо, “Путешествие Лао Цаня” Лю Э и “Цветы в море зла” Цзэн Пу.
По мере того как укреплялись контакты Китая с окружающим миром и китайские буржуазные интеллигенты все чаще обращались к Западу в поисках жизненной философии, начали появляться переводы с иностранных языков на китайский. Этот период дал двух выдающихся переводчиков: Янь Фу и Линь Шу. Первый занимался переводом западных философских трудов, которые, в частности, познакомили Китай с теорией Дарвина, оказавшей огромное влияние на современную китайскую мысль. Второй специализировался на переводах художественной прозы и сделал доступными для китайских читателей свыше 100 зарубежных произведений. Всего за этот период было переведено на китайский язык более тысячи романов; с тех пор иностранная литература начала играть все большую роль в развитии китайской литературы.
Комментарии закрыты.