По словам американского кинокритика Эла Лиса, в оценке «Забриски Пойнт» «критика раскололась надвое: одни превозносят фильм как шедевр, другие осуждают его, считая полным провалом». Что любопытно, внутри каждой из этих групп существуют свои, порою поразительные расхождения вкусов и взглядов. Одни критики, в целом одобряющие фильм, считают работу исполнителей главных ролей (оба они непрофессиональные актеры) Марка Фрешетта (Марк) и Дарии Хэлприн (Дария) беспомощной, другие же восторгаются ее натуральностью, естественностью.
Вероятно, потребовалось бы провести специальное исследование, чтобы раскрыть во всех деталях социальную и эстетическую логику многих высказываний и оценок «Забриски Пойнт». Но в общем несомненно, что при тех или иных оговорках прогрессивная, особенно студенческая общественность как в самой Америке, так и вне ее горячо приняла фильм. Ортодок- сально-либеральные круги восприняли его достаточно сдержанно. Официальная Америка отвергла как «клеветнический».
Последнее вызвало некоторое беспокойство у Антониони, который, кстати заметим, изменил своему обыкновению воздерживаться от пространных интервью,— о «Забриски Пойнт» он говорил часто и охотно. «Почему многие американцы узрели в «Забриски Пойнт» фильм, направленный против их страны, для меня остается загадкой», — заявил Антониони. Но тут, надо полагать, он несколько лукавит. Спору нет, что его фильм не направлен против страны, против народа США. Но очевидно и другое — фильм явно нацелен против Америки «Великого Молчаливого Большинства».
Все авторские симпатии отданы юному радикалу Марку, готовому с пистолетом в руках бороться с капитализмом, с буржуазным правопорядком. Подруга Марка, Дария, девушка-хиппи, далека от студенческой среды и революционных идей. Но и она неприемлема для конформистского сознания. Дария слишком независима в своих суждениях и поведении, незаинтересована в благах «общества потребления». Потрясенная убийством Марка полицейскими, она рисует в своем воображении термоядерный взрыв, разрушающий ульт- ра-модерновую виллу бизнесмена Аллена. Как писал Альберто Моравиа в статье под симптоматичным названием «Произошел взрыв также и в творчестве Антониони», автор «Забриски Пойнт» «решил показать посредством образов кино уже давно произошедший распад всей нашей культуры и вполне преуспел в своем намерении в этой незабываемой финальной сцене разрушения. Все эти товары «общества потребления» — от книг до автомобилей, от консервных банок до одежды, от электробытовых приборов до средств «средней массовой» информации,— обломки и обрывки которых среди пламени и дыма высоко взлетели в небо после взрыва виллы, потом медленно опускаются вниз словно раскаленные пепел и камни во время вулканического извержения; они очень хорошо передают мысль о промышленном и техническом апокалипсисе, к которому привела окончательная победа смерти над жизнью в нашей цивилизации, являющейся именно промышленной и технологической».
Комментарии закрыты.