Передним краем, по которому сегодня проходит борьба за обновление итальянского искусства, остается кинематограф. Он вобрал в себя наиболее активные и боевые силы художников, в трудных условиях тотальной коммерциализации культуры в обществе потребления нашел пути и средства донести до массового зрителя прогрессивные политические и нравственные идеи. Чуткий барометр киноискусства зафиксировал, а порой и предвосхитил сложные общественные процессы, происходящие ныне на Западе, отразил сдвиги в умонастроениях и вкусах. Оживление в Италии прогрессивной кинематографии — это результат общего политического сдвига влево, подъема демократической борьбы — забастовочного движения, выступлений молодежи и студентов, это следствие укрепления позиций Коммунистической партии.
Для кино Италии — да и не только Италии — ныне, на наш взгляд, характерны два основных явления: резкая поляризация кинематографа, все более отчетливое его деление на кинозрелшце, так называемый товар культурной индустрии, рассчитанный на нетребовательный вкус «среднего» потребителя, и на кино «серьезное», подлинно художественное. И второе — это глубокая политизация «серьезного» кино.
Традиция демократического, антифашистского и антивоенного кинематографа в послевоенной Италии, в сущности, не прерывалась. И после фильмов поры расцвета неореализма, в самые трудные годы засилья католической цензуры, американизации и коммерциализации кино, нет-нет да’ и появлялись произведения, в которых ощущался утвержденный неореализмом исторический подход к действительности и жил остросоциальный или антифашистский дух. Достаточно напомнить хотя бы «Они шли на Восток» Де Сантиса, «Гибель богов» Висконти, «Затворники Альтоны» Де Сика, «Руки над городом» и «Сальваторе Джулиано» Рози, «Они шли за солдатами» и «Сидящий по его правую руку» Дзурлини, «Семь братьев Черви» Пуччини.
Эти и некоторые другие произведения уже в конце 60-х годов позволили говорить о появлении в Италии политического кино. Но это были отдельные фильмы — скорее исключение из правила, чем само правило. Ныне же в итальянском кино завоевывает позиции целое направление — пусть оно пестро и организационно никак не оформлено, но ведь и неореализм не был единой школой и был весьма разнороден. Сейчас дружно выступает целая группа режиссеров-единомышленников, создавшая почти одновременно добрый десяток значительных произведений. Их художественные достоинства вынуждены признавать и жюри буржуазных фестивалей и буржуазная кинокритика. Главное же — успех этих фильмов декретирован в самой Италии и за границей широким зрителем. Значит, они делают большие сборы, а это дает практическую возможность их режиссерам продолжать работать.
Комментарии закрыты.