В других отраслях промышленности дела тоже немногим лучше. Хотя бы уж потому, что они сильно зависят от автомобилестроителей. Сталелитейщики от них зависят, ну и все, кто детали изготовляет, тоже. Так что, конечно, не один я в такой переплет попал. Надо бы все-таки, чтоб здесь построже был контроль. Но что прежде всего нужно — это чтобы Америка начала импорт ограничивать. По крайней мере до тех пор, пока те прочие страны не станут нашу экспортную продукцию покупать. Это же смешно. Соотношение, наверно, двадцать к одному не в нашу пользу. И это бьет по нам. Что говорить, у них там рабочая сила дешевая. В этом, думаю, и наша вина есть. Очень у нас профсоюзы привыкли требовать: дай, дай, дай! Но, с другой стороны, как прочтешь в газетах, что крупнейшие автомобильные компании приносят полуторамиллйардные прибыли своим акционерам, так и подумаешь: черт возьми, рабочий тоже имеет право на кусок этого пирога!
Руководство компании я, в общем-то, не виню. Они пытаются сбывать автомобили. У них есть обязательства перед своими акционерами. Не думаю, чтобы они имели что-нибудь против нас, уволенных, что-то вроде: «Не нравится мне этот парень, придержу-ка я сбыт автомобилей, чтобы его без работы оставить». Нет, конечно. Но мне кажется, можно было бы снизить цены на машины. Да и почти на любое промышленное изделие. Если не гнаться за огромными барышами. Это улучшило бы положение. Но вот что я замечаю: масса работников «Америкен моторе» — да и любой другой компании в любой отрасли промышленности, в этом я уверен,— ездит в иностранных машинах. Их полным-полно на каждой стоянке. Что ж, спору нет, они экономичны. Однако многие американские модели тоже вполне экономичны. Но нет, все эти люди приезжают в своих «БМВ», «ауди», даже «фольксвагенах»! Сами же подрубают сук, на котором сидят. И себя, и меня губят. Вот против чего я действительно возражаю. Считаю это в корне неправильным.
Наверно, нет такой иностранной продукции, которую нельзя было бы с таким же успехом делать и у нас в Штатах. Может, она стоила бы немного дороже, но цены можно было бы и снизить. Говорю вам, в первую голову надо остановить поток импорта и вернуть работу нам, американцам. Получается дурацкий порочный круг. Коль скоро у меня нет работы, я не могу купить новую машину. Выходит, лишается работы и тот, кто мог бы для меня ее сделать. Значит, уже двое теряют работу. Сколько же это безработных на один автомобиль? С каждым новым увольнением цепочка тянется дальше и дальше. Вот почему я считаю, что импорт губит нашу страну. Корень зла в нем, а не в том, что профсоюзы требуют слишком большой зарплаты. Ведь прибыли-то все равно остаются высокими.
Сейчас мне, пожалуй,-нет смысла искать себе в этих местах другую работу. Все заводы, где сносно платят, либо сокращают рабочие места, либо работают на полную мощность и не нуждаются в пополнении. Тем же предприятиям, которые нанимают людей, требуются специалисты очень высокой квалификации, а я неквалифицированный рабочий. Поэтому единственная разумная вещь для меня — ждать и надеяться, что АМК возьмет меня обратно. Надо сто раз подумать, прежде чем решиться уйти из такой фирмы: очень уж здесь хорошие ставки и всякие льготы. На меня распространяется тридцатилетняя страховка, так? Конечно, тридцать лет — время немалое. Но зато, черт возьми, можно выйти на пенсию еще не старым. Прибавьте к этому и такой факт: даже если работаешь на конвейере, делая какую-нибудь одну операцию, через пару-тройку лет — конечно, при нормальных условиях, не таких, как теперь,— у тебя будет право старшинства и ты сможешь выбирать себе все лучшие и лучшие работы.
А уж через десять-двенадцать, ну, может, пятнадцать лет трудового стажа в фирме откроется такой выбор легких работ, что просто глупо будет уходить. Так что, наверное, я все тридцать лет там отбарабаню.
Хотел бы я снова собственное дело открыть? Конечно, только откуда же денег на это взять? При благоприятных обстоятельствах вполне мог бы начать свое дело. Скажем, свались на меня неожиданные деньги или крупный лотерейный выигрыш. Нет, марионеткой или там роботом «Америкен моторе» я себя не чувствую. Ничего подобного. Но быть хозяином самому себе и заниматься своим любимым делом — это ведь наслаждение. А вкалывать на заводе — просто тянуть лямку, я против этого не возражаю. Если бы в «Америкен моторе» у меня была такая работа, что по утрам мне просыпаться было бы тошно, а вечером в воскресенье я бы вздыхал: «О господи, завтра опять понедельник!» — я бы оттуда ушел. Уж лучше где-нибудь в другом месте за половину денег работать. Но я ничего не имею против «Америкен моторе» и в понедельник утром не страдаю от мысли, что надо ехать на работу. Хоть и не могу сказать, что жду не дождусь утра понедельника. (Смеется.) По-моему, всякий, у кого есть голова на плечах, предпочитает работать на себя, а не на дядю. Зарабатывать для себя и для семьи, а не компанию обогащать.
Комментарии закрыты.