Это — талантливый страшный фильм. Он с рельефной наглядностью рисует образы людей, сломленных жизнью. Перед нами две супружеские пары. Джордж (Ричард Бартон) и Марта (Элизабет Тейлор) — хозяева дома, где разворачиваются почти все действие. Их гости, молодая пара — Ник и Хани. Джордж и Ник — один историк, другой биолог — преподают в респектабельном колледже в небольшом американском городе Нью-Картаг.
Оператор Хаскелл Векслер подробно и неторопливо показывает обстановку дома. Все комфортабельно, мило, изящно. Каждая мелочь говорит об изысканных вкусах хозяев и широте их интересов. Камера долго задерживается на негритянской маске, висящей на стене. Рядом — картины, фотографии, много книг. Мир культурных, интеллигентных людей. И одна из первых реплик в фильме — Марта говорит мужу: «Блевать от тебя хочется».
Как было замечено, роль Марты исполняет Элизабет Тейлор, которую мы привыкли видеть в кассовых фильмах, демонстрирующей роскошные наряды и нещадно эксплуатирующей свои внешние данные. В картине «Кто боится Вирджинии Вульф?» Э. Тейлор совершенно другая. Она не боится быть некрасивой, даже отталкивающей, она играет сильно и свободно, глубоко раскрывая различные грани сложного характера своей героини.
Марта — женщина, которая живет в нескольких измерениях. Она — дочь ректора колледжа. Она — враг своего мужа, яростно ненавидящая его: Марта называет Джорджа книжным червем, полным нулем, ничего не добившимся в жизни. Она — алкоголичка, наркоманка, истеричка. В то же время она — романтик, мечтающий о совсем другой, чистой, прекрасной жизни. Кто же она на самом деле?
Не менее сложен образ Джорджа. Это во всем разочаровавшийся интеллигент, отягощенный комплексом неполноценности. Он считает себя виновником гибели собственного отца, неудачником, которого засосала затхлая жизнь провинциального города. Когда-то в целях самозащиты он надел на себя маску циника и скептика. Маска прижилась. Теперь он полагает, что все люди дурны и сам он не лучше их.
В пьяном угаре Джордж изливает душу перед гостями. Собственно, он это делает попеременно с женой— оба они посвящают посторонних людей в интимные подробности своего семейного быта. Джордж провоцирует на откровенность Ника и с радостью убеждается, что тот тоже несчастлив, что он женился на Хане из-за денег и карьеры. Хана же страдает патологической боязнью родов. Джордж, а затем и Марта, третируют Ника. В общем, все персонажи, начав вечер с безобидных разговоров, оканчивают его руганью и взаимными оскорблениями. Каждый из них внутренне недоволен, раздражен; чтобы забыться, они пьют и еще больше озлобляются друг против друга и на весь мир. Словом, научная интеллигенция, как она изображена в фильме, выглядит достаточно мерзкой, отталкивающей.
Вместе с тем и Джордж и Марта — люди, в сущности, не злые. Они способны отозваться на чужое горе, никому не хотят вреда. Более того, несмотря на то, что Марта непрестанно унижает Джорджа и даже изменяет ему с Ником, она любит его. И у него не погасло чувство к ней. И им обоим хочется верить во что- то хорошее.
Марта и Джордж придумали себе своеобразную игру, в которую верят больше, чем в реальность. У них, дескать, есть сын, о котором они все время говорят и спорят. Но Марта нарушила уговор, рассказав о мальчике гостям. В отместку Джордж «умерщвляет» его. Он сообщает Марте, что пока она была в спальне с Ником, пришла телеграмма о смерти сына. Марта на полном серьезе, с трагическими интонациями в голосе спрашивает, где телеграмма. «Я ее съел», — отвечает спокойно Джордж.
Комментарии закрыты.