Французские критики и литературоведы любят оперировать понятием «проклятый» — «проклятый» роман, «проклятая» пьеса, «проклятый» фильм. Такой эпитет обычно присоединяется к произведению, не понятому современниками, отринутому толпой, обогнавшему свое время, оцененному лишь потомками. Картина Вадима была холодно принята его соотечественниками, вызвала восторг за границей, вернулась на родину триумфатором, через несколько лет ее опять отбросили в ряд поделок, быстро умирающих естественной смертью, и почти одновременно объявили первой ласточкой кинематографической «новой волны». Что же есть этот фильм? Каков он — «проклятый» или счастливый, шарлатанство это или откровение, высокий поиск или коммерческая однодневка? Начнем разбираться в этой дилемме с самого верхнего слоя картины, с ее сюжета.
Курорт Сан-Тропез на берегу Средиземного моря. Весна, туристский сезон еще не начался, и газету «Дейли геральд», поступающую специально для англосаксонских гостей, нельзя купить в местном книжном магазинчике.
Владельцы магазинчика воспитывают восемнадцатилетнюю Жюльетту, сироту, красавицу, девушку свободного и своенравного характера. Ее внутренняя раскованность и нежелание считаться с общепринятыми нормами поведения вызывают постоянную ярость опекунши — мадам Морен, и те же качества делают Жюльетту бесконечно привлекательной в глазах мужчин, самый эффектный и завидный из которых — промышленник Эрик Каррадайн. Но девушка любит или ей кажется, что любит Антуана Тардье, одного из владельцев маленькой мастерской по ремонту лодок — человека, решившего любой ценой завоевать себе добротное место под солнцем. Полная противоположность Антуану — его младший брат Мишель, тихий и незаметный юноша, тайно влюбленный в Жюльетту. Таковы основные фигуры, расставленные сценаристами на шахматной доске сюжета и предназначенные для будущей игры.
Первый ход делает Антуан. Ему нравится девушка, но лишь как временная забава, о том, чтобы связать с ней жизнь, не может быть и речи. С равнодушным безразличием он обманывает Жюльетту, обещая увезти ее в Тулон, а потом проносится мимо на автобусе, даже не попросив подобрать пассажирку, ожидавшую его на шоссе. Героиня фильма могла бы забыть это разочарование, но судьба посылает ей новый удар. Мадам Морен, озлобленная на свою воспитанницу, решает избавиться от нее и вызывает в Сан-Тропез представительницу епископлата, надзирающую за поведением приемышей. Манеры Жюльетты приводят в ужас церковного соглядатая — и над девушкой нависает угроза возвращения в приют, где ей придется оставаться до двадцати одного года. Есть только один выход, чтобы избавиться от этого ада — замужество, и Мишель, брат Антуана, предлагает себя в качестве жениха.
Желание Мишеля вызывает всеобщее негодование. И мать, и мадам Морен, и даже священник отговаривают юношу от неразумного поступка, но он проявляет твердость, неожиданную для его мягкого характера. Брак, заключенный под мрачные пророчества, не предвещает безоблачного счастья.
Комментарии закрыты.