Дамиано Дамиани, Элио Петри, представленные на VI Московском кинофестивале, со всей очевидностью продемонстрировали те накопления, которые имеет сегодня левый прогрессивный кинематограф Италии. Но думать, что эта ветвь кинематографического древа возникла без своего ствола, было бы по меньшей мере наивно.
«Мы — дети неореализма,— свидетельствует Джулиано Монтальдо. — Его опыт и традиции незыблемы. Вся наша общекультурная и кинематографическая подготовка — из неореализма. Конечно, Феллини, Антониони, поздний Висконти оказали на творческие поиски каждого из нас некоторое влияние, но Петри, Понтекорво, Рози и я сам продолжаем в ином, новом ключе опыт и уроки нашего великого учителя Роберто Росселлини и других «отцов» неореализма. Сегодня — перед нами другие проблемы, другая тематика, но уроки прогрессивного итальянского кино первых послевоенных лет — это наши университеты».
«Дети неореализма» — пасынки буржуазного общества. Известный успех фильмов Понтекорво, Рози, Петри, Монтальдо не должен вводить в заблуждение: буржуазия тут не при чем. Этот успех — следствие расширяющегося демократического фронта борющихся масс как в самой Италии, так и за ее пределами, результат политических событий, потрясавших буржуазный мир за последние годы. Он — прямое следствие общих социально-политических преобразований и изменений, происходящих на планете, где все большее влияние на ход истории оказывают умножающиеся силы социализма.
Но художники, живущие в капиталистическом обществе, создавая произведения, атакующие это общество, не могут не испытывать в своей повседневной работе его противодействия своим начинаниям. Вот почему Джило Понтекорво говорит: «Мы твердо убеждены в том, что на Западе необходимо создать совершенно иное кино, чем то, что существует сегодня, совершенно иную систему кинопроизводства и проката, наполнить произведения другими идеями».
Комментарии закрыты.