Фильм «Звезда родилась» перешел допустимую для Голливуда 50-х годов грань, но надо сказать, что постановочные мюзиклы прошлых десятилетий отвергали своей практикой и задававшие тон в 50-х годах бесподобные танцовщики Фред Астер и Джин Келли: они и как актеры вышли на первый план, в их фильмах также сюжет и актерские действия главенствовали над работой художника.
Заметно постаревший Фред Астер был тем не менее по-прежнему элегантен, гибок и талантлив в каждом своем отточенном движении. Не боясь невыгодных для себя сравнений, он снимался с молодыми одаренными актерами. Так, в фильме «Три коротких слова» (1950) его партнершей была Вера-Эллен — артистка редкого очарования и изящества, в «Забавной мордашке» (1956) с ним выступили Одри Хепбёрн, Кей Томпсон и группа способных молодых танцоров. Почти все фильмы Астера этой поры интересны по постановке и актерскому исполнению. Достигнув высокого положения в «звездной» иерархии, он получил право проявлять свой вкус, которым он обладал, как можно судить по «Забавной мордашке», с большим юмором обыгрывавшей и некоторые голливудские мифы и претенциозность парижских кабачков, где собирались бородатые экзистенциалисты, обладавшие жаждой жизни солдат, вернувшихся из похода.
Динамичный, изобретательный, никогда, казалось, не повторявшийся Джин Келли, раньше затмевавшийся Астером, создает теперь лучшие свои танцевальные сюиты. Какие бы нынче улыбки ни вызывал у некоторых критиков фанерный Париж, сколоченный в Кали форнии, «Американец в Париже» (1951) остается уникальным танцевальным фильмом, и его авторы вполне заслуженно получили свои семь «Оскаров». Этот фильм, возможно, неповторим: можно быть, допустим, лучшим танцором, чем Келли, но невозможно быть таким своеобразным, красноречивым в танце.
Астер и Келли показали, что танец сам по себе может быть и содержанием и «языком» фильма. Более молодой Келли шел дальше Астера в отрицании традиций, пытаясь подчинить своему танцу все другие компоненты фильма. Но это частность, главное в том, что они оба своим творчеством хоронили постановочный мюзикл и подготавливали появление нового, по определению критика Джона Саймона,— реалистического мюзикла. Сколь ни спорно звучит такое словосочетание — «реалистический мюзикл»,— в нем есть свой резон, поскольку на смену прежним сказочным сюжетам приходили мюзиклы, отражавшие — своими специфическими, конечно, средствами выражения — реальные жизненные явления.
Открыть новую страницу в истории мюзикла довелось Роберту Уайзу — режиссеру уже не молодому, опытному, но редко когда поднимавшемуся выше среднего уровня. На съемках «Гражданина Кейна» он был ближайшим помощником Орсона Уэллса, но сам получил постановку только в 1944 году, и это была легкомысленная «Мадемуазель Фифи». Затем он с четкостью автомата делает каждый год одну-две картины, в том числе и ничем не примечательные музыкальные фильмы. В рекламе, предшествовавшей «Вестсайдской истории», не сообщалось ничего, что позволяло бы думать о больших замыслах и позволяло бы ожидать появления шедевра. Расчет малоизвестной фирмы «Бета-фильм», заранее продавшей права проката «Юнайтед артисте», явно строился на том: 1) что Уайз в любом случае сделает доходную картину; 2) что слава бродвейской постановки «Вестсайдской истории» дошла до многих и все они станут зрителями.
Очевидно, славу здесь нужно делить между многими художниками: без танцев, поставленных Джеромом Роббинзом, без удивительных съемок на цветную 70-лш пленку Дени Дея, без чудесной музыки Леонарда Бернстайна, без костюмов Айрин Шарафф этот фильм невозможно представить. В единстве усилий многих одаренных художников и кроется тайна совершенства «Вестсайдской истории». Но родилось это творческое единство благодаря режиссеру, чутко оценившему возможности своих сотрудников и давшему им большую свободу действий. Ему же принадлежит заслуга соединения в «Вестсайдской истории» тех поисков новых форм и различных новаций, что рассыпаны по многим фильмам 50-х годов. Участие Роббинза, чье имя стоит в титрах рядом с именем Уайза как сопостановщика, ограничилось сферой танцев; по некоторым сведениям, он лишь обучил танцам актеров, поскольку никто из его театра в фильм не был приглашен, и потом, когда съемки кончились, помог режиссеру в монтаже танцевальных сцен. ;
Комментарии закрыты.