К концу фильма ирония Бертолуччи принимает все более мрачные краски, гротеск уступает место трагедии. Кле- ричи показывает себя не только приспособленцем, но и трусом — самое большее, на что он способен, это служить наводчиком. И здесь на первый план выступает зловещая, внезапно теряющая свою комичность фигура агента тайной полиции Манганьелло (фамилия эта в переводе означает «полицейская дубинка») — профессионального фашистского палача, организующего убийство профессора Куадри, а заодно и его жены.
Сцена убийства, несмотря на некоторую натуралистичность, потрясает своей силой. Сквозь изысканность режиссерской манеры прорывается яростное возмущение, жгучая ненависть к фашизму, беспощадное презрение к Клеричи, бесстрастно взирающему на происходящее из окна машины. Здесь, в лесу, произносится окончательный приговор над этим доносчиком и предателем, конформистом по натуре, который после падения фашизма будет выдавать своих прежних друзей и, наверное, приспособится к любому новому режиму.
Сложный образ конформиста убедительно и точно воплотил Жан-Луи Трентиньян. В роли жены Клеричи — Джулии, ограниченной, но практичной мещаночки, совсем по- новому раскрылись большие возможности Стефании Санд- релли. Своеобразные, запоминающиеся персонажи создали Доминик Санда (Анна Куадри) и Гастоне Москин (Манганьелло).
Произведения Моравиа, словно отстаивая свою чисто литературную природу, обычно с трудом поддаются экранизации. Они почти все уже перенесены на экран, но это, как правило, неудачные фильмы. Антифашистский фильм Бертолуччи (пятнадцатая по счету лента «моравианы») вместе с «Чочарой» Де Сика и «Равнодушными» Мазе л л и, на наш взгляд, составляет одно из счастливых исключений.
Антифашистская тема в итальянском кино всегда была неразрывно связана с антивоенной.
Итальянская литература не создала своего романа о первой мировой войне, подобного ремарковскому «На западном фронте без перемен». Долгие годы о войне на итало-ав- стрийском фронте мы знали только по книге «Прощай, оружие» Хемингуэя. Поэтому в Италии столь большое внимание привлекли к себе воспоминания о первой мировой войне «Год на плоскогорье», написанные несколько лет назад политическим деятелем, антифашистом Эмилио Луссу. Ныне по книге сделан фильм «Люди против», поставленный Франческо Рози. Фильм не только воспроизводит страшные картины кровавой бойни, убеждая в бессмысленности огромных жертв. Он показывает рост самосознания армии, проникновение в нее социалистических идей.
Перед солдатами изо дня в день встает одна и та же альтернатива: либо лезть, как того требует жестокий фанатик генерал Леоне, под пули закрепившихся на высоте австрийцев, либо быть расстрелянными за дезертирство по приговору своего же военно-полевого суда. Мы видим войну «изнутри» — одно и то же изо дня в день поле боя, бесконечные бесплодные атаки, короткий отдых в блиндажах, расстрелы бунтовщиков и дезертиров, медицинские комиссии, которые в каждом раненом видят самострела, а в каждом больном — симулянта, забитые до отказа госпитали. Рози отказывается даже от тех совсем коротких «кусков» гражданской жизни, которые предоставляли ему мемуары Луссу. Тон, характер фильма документальны. Но изобразительный его ряд отнюдь не напоминает дошедшие до нас фронтовые съемки тех лет. Эффекты цвета и освещения (оператор Паскуалино Де Сантис) создают несколько ирреальную атмосферу, которая соответствует полной нелогичности, нелепости, если не безумию происходящего на залитом кровью насквозь простреливаемом пятачке ничейной земли между позициями противников.
Комментарии закрыты.