Главное действующее лицо в нем— солдатская масса — темные, неграмотные, забитые южноитальянские крестьяне. Противостоят ей — офицеры. Это две различные классовые силы, хотя и те и другие одеты в одну и ту же форму, сражаются плечом к плечу и вместе гибнут. Если солдатская масса социально монолитна, то офицеры представляют различные слои буржуазии. Постепенно, кадр за кадром, из общей массы в защитных мундирах начинают вырисовываться лица отдельных людей, а затем их характеры и судьбы.
Антагонист бесчеловечного генерала Леоне — лейтенант Оттоленги (знакомый нам Волонте)—носитель социалистических идей, он уже осознал бессмысленность империалистической бойни, видит бездарность и итальянских и австрийских генералов, их тупое упрямство, стоящее множество солдатских жизней. Но когда он уже совсем близок к тому, чтобы сделать революционные выводы, его настигает пуля. Она пущена в спину своими, по приказу его же командира, в тот момент, когда он призывает итальянских и австрийских солдат брататься.
Куда менее сознателен другой, совсем еще юный лейтенант Сассу (его играет Марк Фрешет), во многом это сам Лус- су — автор экранизируемого произведения. Он пришел в армию добровольцем, исполненным веры в благородные идеалы.
Стойко переносит Сассу все лишения, глубоко страдает, видя бессмысленную бойню. Однако постепенно у него открываются глаза, и лейтенант Сассу становится в полку духовным преемником своего погибшего друга Оттоленги. В самых сложных ситуациях (это ключевые моменты фильма) он держится смело и непреклонно.
После одной очередной бесплодной атаки принявший на себя командование майор решает, что это не отступление, а мятеж, и приказывает расстрелять каждого десятого. Возмущенные солдаты устраивают над ним самосуд. За то, что лейтенант Сассу не помешал расправе над извер- гом-майором, его отдают под суд. Перед отправкой в военный трибунал Сассу вызывает генерал Леоне. Отложив в сторону альбом с семейными фотографиями, генерал холодно и высокомерно спрашивает юного офицера, что он думает о войне и мире. Для спасения лейтенанту достаточно было ответить, что он за мир после победы, но Сассу, верный тому, чему учил его социалист Оттоленги, отвечает: «Я за подлинный мир». Сцена расстрела Сассу своей патетичностью выделяется из общего сдержанного сурового тона фильма. Глухой казарменный двор, огороженный высокими темными стенами, создает ощущение безысходности, ужаса смерти, еще более острого, чем на поле боя.
Фильм Рози не только антимклйтаристский; это глубоко социальное произведение, подчеркивающее классовую рознь, унижение человеческого достоинства, грубое попрание всех человеческих прав в буржуазной армии.
В основу другого антимилитаристского фильма—«Готт мит унз» («С нами бог» — слова, выбитые на пряжках ремней гитлеровских солдат) режиссера Джулиано Монтальдо легло подлинное событие, происшедшее через пять дней после окончания второй мировой войны. В Голландии, в одном из лагерей для немецких военнопленных, управляемом канадцами, пленные гитлеровцы судили военно-полевым судом двух своих дезертиров и добились от командования лагеря того, чтобы они были расстреляны. Приговор привели в исполнение сами немцы: командование лагеря предоставило им для этого винтовки…
Комментарии закрыты.