Фильм «Люди против» создан на основе романа итальянского писателя-коммуниста Эмилио Луссу «Год на высокогорном плато». Книга посвящена, в частности, трагедии, разыгравшейся при Капоретто в 1917 году. Фильм, как и роман, разрушает ура-патриотический миф, созданный официальной пропагандой, и вскрывает истинные, социально-политические причины исторической драмы.
Рози нашел в романе резко прочерченное столкновение между классами, которое проявляется в конфликте между солдатами из крестьян и офицерством из среды крупной буржуазии. Солдатским, крестьянским низам сочувствует и даже переходит в конфликте на их сторону часть офицеров из мелкой буржуазии. В этом разделении армии на два лагеря Рози видит, как он выражается, «две национальные культуры».
Как верно заметил один из критиков, писавший о фильме «Люди против», в этой ленте, все действие которой происходит на итальянском фронте в Альпах, у итальянцев нет врагов в иностранных мундирах. Действительно, так называемый противник ни разу не показан на экране. Одна за другой следуют бессмысленные, бездарно и преступно задуманные и осуществляемые атаки итальянцев. И каждая из них кончается нелепейшей и трагической гибелью сотен и сотен людей. Их истребляют из пулеметов, искусно спрятанных в труднодоступных укрытиях, их превращают в кровавое месиво пушки, установленные на высотных позициях.
И хотя ясно, что взять вражеские укрепления лобовыми атаками не удастся, командующий генерал Лесне снова и снова гонит солдат в бой.
А атакуемый по-прежнему невидим. И в этой безликости военного противника в фильме есть своя художественная и идейная закономерность: Рози указывает истинного врага итальянского крестьянина, одетого в солдатскую шинель. Этот враг — в итальянском мундире. Это — буржуазия, класс, который представлен генералом Лесне.
По тому, как исступленно командует, какие нелепые с точки зрения здравого смысла приказы отдает Лесне, по тому, как маниакально он действует, не считаясь ни с какими жертвами, можно было бы сделать вывод, что перед нами душевнобольной. Но нет, он не идиот и не психопат, этот генерал. Рози возражал тем итальянским критикам, которые, не желая замечать социальную, политическую направленность фильма, пытались характеризовать Лесне как ненормального. Но в действиях Лесне есть своя логика. Он руководствуется определенными принципами, своим пониманием долга, идеями «патриотизма», «престижа» той государственной машины, которую он представляет и которая в данный момент «заведена» на войну. Он сам, этот генерал, лишь частица некоего целого, которое именуется буржуазным обществом.
Бесчеловечной машине буржуазного общества, буржуазного государства Рози противопоставляет своих рядовых героев и среди них лейтенанта Оттоленги, который отказывается стрелять во взбунтовавшихся солдат, и лейтенанта Сасси.
Комментарии закрыты.