Масштабно, с огромной драматической силой развертывает он на экране картины всенародного сопротивления захватчикам. С эпическим размахом передает и мощную энергию восстания, и гнев обездоленных, и их бурную радость в дни побед. На стороне народа — свободолюбивое мужество и беспредельная стойкость. Оружие карателей — жестокость, жестокость и еще раз жестокость.
Чтобы терроризировать повстанцев, они убивают и женщин, и стариков, и детей. Стирают с лица земли негритянские поселения. Но Долорес не сдается. Тогда англичане предают огню поля, плантации, джунгли. Пылает весь остров. По-португальски «кеймада» и значит сожженный: ведь эта многострадальная земля уже не раз была обуглена до корней, когда португальцы подавляли негритянские бунты.
В этой части фильма его современные проекции становятся особенно отчетливыми. Незабываемые по беспощадному реализму кадры неистовства кровавых конкистадоров возникают на экране как отблеск того пламени, что бушует сегодня на истерзанной американскими варварами земле Индокитая. И само тотальное истребление всего живого — это тоже и прямое отражение и правдивая предыстория злодеяний современных колонизаторов.
Долорес схвачен. Его судят и приговаривают к смертной казни. Здесь действие картины поднимается еще на одну вершину и поворачивается еще одной гранью проблем наших дней. Современные плантаторы хотят непременно выглядеть сеятелями культуры, палачи— гуманистами, циники — хранителями всех «моральных ценностей». И агент сахарных королей Уолкер «мучается» угрызениями совести. Так, он решает помочь бежать тому, кого когда-то поощрил (хотя и в своих корыстных расчетах) на первый протест против рабства. Теперь же он готов даровать ему жизнь на условиях… нового рабства. Но диалектика истории проявляется и в том, что сегодня Долорес уже не тот, кем был еще вчера: он многому научился и многое понял. Он постиг логику политической, классовой борьбы. И он отказывается купить спасение своей жизни ценой предательства дела народа. А мертвый (он знает это) он станет еще страшнее для угнетателей.
В образе Долореса художник с глубокой симпатией показал благородство и высокое человеческое достоинство народного борца за свободу. Кстати говоря, в роли Хосе снимался не профессиональный актер, а простой колумбийский негр Эваристо Маркес. В ходе работы над фильмом Эваристо, как рассказал об этом режиссер, быстро освоился и, робкий, неумелый поначалу, затем отлично справился со своей задачей и стал достойным партнером прославленного Марлона Брандо, который играет Уолкера.
Комментарии закрыты.