Так или иначе, но «кино контестации» в целом уже позади. Свидетельство тому, что уже появились кинокомедии, высмеивающие этот феномен,— например, сатирический фильм Луиджи Дзампы «Всеобщая контестация».
Режиссеры-«ниспровергатели» — Сампери, Фрецца, Либераторе, Фаэнца и другие эпигоны Беллоккио — не создали ничего позитивного, их вклад был разрушительным, тотально негативным. «Нас в их возрасте,— замечает Лукино Висконти,— мучили серьезные проблемы, и мы умели о них говорить. Это и был неореализм. А они? Может, им не хватает таланта? А может, их бунт сугубо индивидуалистический и им просто нечего сказать?»
Постепенное превращение итальянского кинематографа преимущественно в один из видов «массовой культуры» (до 90 процентов фильмов — типичный «культурный товар» современного итальянского «общества потребления») влечет за собой ряд побочных явлений и тенденций самого различного свойства. Коммерциализация, о которой мы говорили, например, отнюдь не привела к укреплению экономической, производственной или организационной базы итальянского кино, а, напротив, лишь усугубляет глубочайший экономический кризис и организационный разброд (сокращение числа кинозрителей и кинозалов, повышение цен на билеты, денационализация некоторых киноучреждений и фирм, укрепление в них позиций частного, главным образом американского, капитала, крах и банкротство многих итальянских кинокомпаний и так далее). Столь же глубок в итальянском кино в целом идейный кризис и отражающий его кризис сюжетов и тем. К тому же бизнесмены от кино предпочитают браться не только за наиболее из них «безопасные», но и за наиболее «надежные» с точки зрения прибылей. Отсюда еще одна новая, увы, характерная ныне для итальянского кино черта — неудержимая склонность к повторениям, продолжениям, переделкам, перепевам всего, что когда-либо приносило успех и кассовые сборы. Смотря многие итальянские фильмы, поставленные за последние два-три года, не можешь отделаться от навязчивого ощущения вторичности, стертости сюжетов, ситуаций, образов, диалога, от впечатления, что все это уже было, что это цитаты, что все это ты уже когда-то видел и слышал.
Это относится также к некоторым далеко не худшим произведениям итальянского кино последнего времени, даже отнюдь не к пошлым образцам «массового товара». В частности, даже к милой и забавной картине «Девушка с пистолетом» (в нашем прокате «Не промахнись, Ассунта!»), поставленной опытным мастером комедии Марио Моничелли. Талантливая актриса Моника Витти раскрывает новые грани своего дарования в роли сицилийской девушки Ассунты которая отправляется вслед за обесчестившим ее женихом в Англию, чтобы отомстить ему, согласно сицилийскому кодексу чести, но, столкнувшись со столь отличающейся от Южной Италии английской действительностью, избавляется от груза предрассудков и становится вполне современной женщиной. Все очень приятно, порой остроумно и даже чуточку социально. Но до чего же начало фильма похоже на «Соблазненную и покинутую» Пьетро Джерми! Правда, если там трагикомедия, то здесь просто комедия, так сказать, иронический перефраз, если не пародия. А дальше — в «английской» части фильма — все ужасно похоже на другие итальянские фильмы, действие которых происходит тоже в туманном Альбионе: от «Блоу-ап» Антониони до «Лондонского тумана» Сорди. Англия увидена теми же глазами, с теми же аккуратными зелеными газонами, двухэтажными автобусами, чистенькими коттеджами, вежливыми джентльменами и породистыми собачками.
А некоторые последние фильмы самого Сорди (мы говорим о тех, что он не только сыграл, но и поставил) вполне откровенно «варьируют» картины других режиссеров.^, В фильме «Развод по-итальянски» Пьетро Джерми рассказал об итальянце, которому столь остро необходим развод, что он, не дожидаясь, пока в итальянском законодательстве появится статья, разрешающая расторжение брака, убивает свою жену. В следующей своей картине — «Аморальный» — Джерми исследует противоположный случай: показывает итальянца, который выступает против введения в Италии развода, поскольку развод ему просто не нужен: он троеженец, у него три семьи, он равно любит всех своих жен и по- своему счастлив. Точно на такой же парадоксальной ситуации строит свой фильм «Простите, вы за или против?» (имеется в виду развод) Сорди; только у его героя — тоже респектабельного римского буржуа — уже не три жены, а шесть — на каждый день недели, кроме воскресенья, когда он отдыхает от «семейной» жизни в обществе своего слуги. Привлекательная комедия Сорди «Итальянец в Америке», показывающая американскую действительность как бы глазами итальянца, причем показывающая ее весьма критически, по своей идее очень схожа с фильмом семилетней давности «Смог» режиссера Франко Росси, где та же тема трактовалась в психологическом ключе.
Комментарии закрыты.