В течение последних лет собиранию сил политического кино в Италии объективно мешало «кино контестации» — десятки эпигонских лент, появившихся после наделавшего в свое время много шума фильма Марко Беллоккио «Кулаки в кармане» (1965). Однако эта левацкая, экстремистская тенденция вскоре показала себя не столько отражением движения стихийного протеста молодежи и студенчества, сколько спекуляцией на моде: анархиствующие и вместе с тем садистско-эротические ленты юных дебютантов, эпатирующие буржуазного зрителя, пришлись ему по вкусу, а следовательно — по вкусу и продюсерам. Так в «обществе потребления» сам заключенный в этих фильмах неосознанный протест, левая фраза стали на какое-то — правда, короткое— время ходким товаром. Но ныне «кино контестации», которое также называли «политическим» и которое внесло изрядную путаницу и замешательство в ряды и головы кинематографической молодежи, окончательно захирев, уступило поле деятельности «новому», не апокалипсическому и эпатажному, а всерьез политическому кинематографу— фильмам Рози и Понтекорво, Петри и Дамиа- ни, Монтальдо и Бертолуччи, и нам кажется весьма важным не только с методологической точки зрения не путать и не валить в одну кучу фильмы контестации и нынешнее политическое кино. Это направление поддерживают своими отдельными лучшими работами и такие маститые мастера, как Лукино Висконти, Витторио Де Сика, Микеланджело Антониони.
Режиссер Дамиано Дамиани — постановщик фильМа «Признание полицейского комиссара прокурору республики»— и раньше обращался к теме злодеяний сицилийской мафии (фильмы «День совы», «Самая красивая жена»). Это одна из старых тем итальянского прогрессивного кино еще со времен «Под небом Сицилии» Джерми. Увы, она не только не утрачивает своей актуальности, но, напротив, становится все более животрепещущей: газеты полны
сообщений о все новых преступлениях мафии, нередко имеющих политическую подоплеку. Если кино проявляет к мафии усиленный интерес, то и мафия, со своей стороны, платит кинематографистам тем же. Много шума наделало таинственное исчезновение в Палермо журналиста Де Ма- уро, собиравшего материал для сценария нового фильма Франческо Рози «Дело Маттеи». Он, видимо, убит мафией за то, что слишком много знал об обстоятельствах не менее таинственной гибели Энрико Маттеи — видного промышленника, сторонника развития торговых отношений со странами социализма. Но фильм Дамиани посвящен не столь самой мафии и ее деятельности, сколь сращению мафии с сицилийскими правящими кругами, классовым узам, связывающим ее с судейскими чиновниками, с «отцами города».
Комментарии закрыты.