Одним из последствий конкуренции телевидения в 50-х годах оказался упадок некоторых традиционных голливудских жанров, в том числе неожиданно детектива и мюзикла, занимавших важное место в массовой доходной продукции. (Мы выделяем детектив и мюзикл потому, что как раз эти жанры в 50-х годах ‘внутренне не имели никаких особенных причин для кризиса; над ними работали такие признанные мастера, как Альфред Хичкок, Джин Келли, Фред Астер и другие, создавая картины, выгодно отличавшиеся от большинства другой голливудской продукции.)
Что касается детективов, то очень скоро выяснилось, что телевизионные многосерийные фильмы более полно, чем кино, удовлетворяют зрительский спрос на бездумные, но щекочущие нервы зрелища, героями которых являются гангстеры и полицейские или шпионы и агенты ФБР. Телевидение побеждало здесь кино отнюдь не качеством постановок и даже не объемом продукции, хотя последнее сыграло свою роль в конкуренции. Как это свойственно и ряду других телевизионных программ, герои многосерийных телефильмов, появляясь еженедельно на домашнем экране, становились хорошими знакомыми, желанными гостями зрителей, к которым они как бы заходили вечерком, чтобы развлечь новой занимательной историей о своих приключениях. Привычки и человеческие слабости персонажей телефильмов становились известными и понятными зрителям, что еще более сближало их во время встреч.
Известная «магия» кино заключается в том, что зритель не только сопереживает с героями действие, но и может отождествлять себя с героем, поразившим его воображение. Однако детектив это такой жанр, в котором над всеми чувствами берет верх интерес к интриге как таковой, ожидание разгадки сложной задачи. (Потребовался Джеймс Бонд — «герой» тоже специфический, чтобы «магия» кино начала действовать и здесь, и тогда кино взяло реванш у телевидения.) Телевидение оказалось отличным рассказчиком таинственных историй. каждый раз новых и неожиданных, чего никак нельзя сказать о кинофильмах, суть которых сообщала реклама и обсуждала пресса.
С мюзиклом дело обстояло еще хуже: телевизионная напасть свалилась на него в тот момент, когда, казалось, этот жанр должен был не увядать, а быстро развиваться. Если время классического детектива кончилось и жанр к 50-м годам стал заходить в тупик «черного фильма», то в мюзикле, несмотря на сравнительно долгую его жизнь, все, что происходило до войны, можно считать лишь предысторией.
Мюзикл, родившийся вместе со звуком, долгое время держался на исполнительском мастерстве эстрадных певцов и танцоров, преимущественно брод- вейских. «Певец джаза» (1927) — это и есть первый мюзикл, представлявший собой безыскусственный показ прославившегося на Бродвее певца Эла Джолсона. Удивительно, но схема композиционного строения «Певца джаза» оказалась в своей простоте идеальной — ее можно обнаружить в фильмах, сделанных и тридцать лет спустя. Одна из популярнейших киносерий 30-х годов называлась попросту «Бродвейские мелодии»— с добавлением каждый раз нового года выпуска— и являлась аранжированным для экрана обзором лучших номеров бродвейских подмостков, хотя зачастую главные роли в них доставались голливудским «звездам», не всегда имевшим эстрадные таланты. Фильмы такого рода были наивны до идиотизма, они могли сниматься и даже пользоваться успехом только из-за отсутствия телевидения. Понятно, что, установив камеры в зале театра или пригласив артистов в студию, телевидение без особых хлопот предложило зрителям то же самое в своей основе зрелище, которое кино создает ценой больших затрат сил, средств, времени.
Снова, если говорить только о фильмах-ревю, пресловутая специфика телевидения автоматически обезоруживает кино. Тот несомненный факт, что даже средний кинофильм-ревю намного превосходит по форме любое престижное телевизионное шоу и что отдельные эстрадные номера «не смотрятся» из-за несовершенства современной техники, не играет существенной роли, точнее сказать, перекрывается такими преимуществами телевидения, как частота и простота встреч зрителей с артистами.
Но ирония ситуации скрывалась в том, что Голливуд и не думал тягаться с телевидением там, где оно со дня своего рождения становилось полновластным хозяином. Даже в продолжающиеся ставиться фильмы-ревю голливудские постановщики вводят интересные элементы новаций, поднимают их художественные качества. Главное же внимание Голливуд — понимая, что телевидение не только обладает определенными преимуществами, но имеет и многочисленные слабости,— обращает в 50-х годах на широкий поиск новых выразительных средств и форм мюзикла. Этот поиск завершится в 1961 году появлением «Вестсайдской истории» — одного из прекраснейших фильмов, созданных за всю историю Голливуда, фильма, ознаменовавшего возрождение мюзикла.
Комментарии закрыты.