В 1992 г. в Белоруссии были созданы Министерство государственной безопасности (МГБ) — орган разведки, контрразведки и обеспечения госбезопасности и Военная разведка при Генштабе. Позднее, в 1994 г., уже после прихода Лукашенко создана Служба охраны президента.
В Белоруссии при спецслужбах действуют несколько параллельных групп: антитеррористическая группа «Альфа», отдельная группа антитеррора «Алмаз» при МВД, специальная группа для подавления уличных беспорядков «Пантера». В армии имеется группа ОСАМ (Отдельная служба активных мероприятий) и «Бригада спецназа № 5». «Пантера» предназначена для разгона антиправительственных митингов, около половины кадрового состава в «Пантере» составляют женщины-спецназовцы.
Известен случай, когда сотрудники МГБ, как говорили оппозиционеры, обстреляли автомобиль Лукашенко, тогда еще кандидата в президенты от оппозиции. В 1993 г. по просьбе спецслужб соседней Литвы в Минске совместной операцией МГБ и литовской ГБ были захвачены и тайно доставлены, в Литву лидеры литовского коммунистического движения Буро- кявичус и Ермола’вичус, скрывавшиеся в Белоруссии от преследования новых властей. После обнародования факта такой совместной операции белорусский парламент создал комиссию по расследованию действий МГБ. По итогам с должности сняты инициаторы этой акции — министр госбезопасности Шир- ковский и министр внутренних дел Егоров.
Лукашенко убрал с поста главы МГБ ставленника Кебича Лавицкого, доверив эту должность генералу Егорову, который лишился работы после ареста и выдачи литовских коммунистов. Вскоре МГБ переименовали в КГБ (Комитет государственной безопасности), и белорусы стали первыми в бывшем СССР, кто вернул привычную аббревиатуру спецслужбы. Белорусский КГБ получил от Лукашенко дополнительные полномочия, в настоящий момент он имеет управления внешней разведки, контрразведки, оперативный, охраны конституционного строя, военной контрразведки, госохраны, антитеррора («Управление Т»), наружного наблюдения, пограничной охраны. Белорусский КГБ полностью копирует внутреннее устройство и задачи своего союзного предка и тезки.
Именно при Егорове и при сменившем его в 1996 г. Мацке- виче белорусская госбезопасность всерьез взялась за оппозицию. С 1994 г. к этим акциям подключилась и созданная по инициативе Лукашенко Служба охраны президента. Ее возглавил в 1994 г. бывший начальник управления КГБ СССР по Борисовской области Королев, затем его сменил Тесковец, а вскоре на этом посту утвердился эксткомандир антитеррорис- тического спецназа «Альфа» Бородич. КГБ и Служба охраны президента были причастны к разгонам оппозиционных шествий Белорусского народного фронта (БНФ), социал-демок- ратов, Объединенной гражданской партии, союза «Громада», независимых профсоюзов и оппозиционной Лукашенко компартии (компартий в Белоруссии две, одна из них поддерживает президента, другая в жесткой оппозиции ему). Спецназ при разгоне митингов действует жестко, особенно «Алмаз» и «Пантера». Главные оппозиционеры — Статкевич, Ходыко, Карпенко, Гончар, Гриб, экс-премьер Чигирь, экс-министр сельского хозяйства Леонов, лидер оппозиционной компартии Новиков — в один голос утверждали о применяемых в КГБ пытках. Белорусские спецслужбы совершили в 1999 г. налет на офис оппозиционного союза «Громада», а годом позже разгромили в Минске редакцию оппозиционной газеты «День». Главными организаторами кампании по запугиванию оппозиции в 1996—1999 гг. называли руководителя КГБ Мацкевича, начальника Службы охраны президента Бородича, начальников спецназа «Алмаз» Павлюченко и Наумова, высокопоставленных офицеров КГБ Концевенко, Смейяна, Юркина, Дашкуева, главу Совета Безопасности страны Шеймаиа. При Мацкевиче белорусский КГБ активизировал и разведывательную работу против Запада и блока НАТО.
Комментарии закрыты.