Последние оценки степени бюджетного федерализма США говорят о том, что данные Сакса и Сала-и-Мартина являются несколько завышенными. Приведенные ими цифры отражают две различные функции бюджетной системы: краткосрочной стабилизации после временных неблагоприятных явлений и долгосрочного перераспределения средств от низкодоходных регионов к высокодоходным. Следовательно, оценки Сакса и Сала-и-Мартина приписывают стабилизирующую роль не только суммам, которые временно поступали в Калифорнию в середине 1990-х гг., но и тем средствам, которые ежегодно направляются из богатой Калифорнии в бедный Арканзас. Французские экономисты Жак Мелиц (Jacque Melitz) и Фредерик Зумер разработали стратегию оценки, позволяющую рассматривать эти две функции бюджетного федерализма по отдельности. В результате они установили, что в США снижение регионального дохода на $1 немедленно приводит к поступлению в регион 20 центов из федеральной бюджетной системы. Другими словами, только пятая часть последствий неблагоприятных экономических событий компенсируется за счет средств других штатов. С другой стороны, перераспределительная функция налоговой системы США позволяет устранить 17% долгосрочных различий региональных доходов, определяемых до вычета налогов.
Хотя оценки стабилизирующего эффекта, приведенные Мелицем и Зумером, оказываются вполовину меньшими оценок Сакса и Сала-и-Мартина, они все равно являются довольно значительными, особенно с учетом того, что межрегиональные бюджетные трансферты могут направляться тем жителям регионов, которые больше всего пострадали от местных экономических неурядиц. К тому же совсем не очевидно, что долгосрочное региональное перераспределение никак не связано с политической жизнеспособностью валютных союзов. Постоянные потрясения, последствия которых должны демпфировать перераспределительные меры, с наибольшей вероятностью приводят к корректировкам валютного курса в ЕВС.
В любом случае, ни одна схема проведения политики бюджетного федерализма, подобная той, которая принята в США, не была одобрена правительствами ЕС, хотя более богатые члены союза действительно осуществляют ограниченные «структурные» перечисления средств своим более бедным партнерам. Фактически же осуществление таких подстраховочных мер в больших объемах является в современной Европе маловероятным, потому что общий доход центральных институтов ЕС составляет лишь малую часть ВНП всех стран ЕС. Таким образом, политика бюджетного федерализма, помогающая успешному существованию валютной зоны в США, несмотря на экономическое многообразие их регионов, почти полностью отсутствует в Европейском союзе. При этом данная проблема осложняется и теми требованиями ограничения национальных бюджетных политик, которые содержатся в Пакте о стабильности и сотрудничестве.
Об этом сегодня пишет сайт — ERT News — новости свободного интернета.
Комментарии закрыты.