Документальные источники и археологические раскопки свидетельствуют, что при династиях Шан и Чжоу уже существовала довольно высокая музыкальная культура. В эпохи Весны и Осени и Сражающихся царств было известно более 80 видов музыкальных инструментов. Во время раскопок ранних захоронений эпохи Сражающихся царств (могилы князя Цзэна в Суйсяне провинции Хэбэй) в мае 1978 г. был обнаружен набор из 124 музыкальных инструментов, таких, как колокол, барабаны из кости, цинь (семиструнный щипковый инструмент) , сэ (двадцатипятиструнный щипковый инструмент), чи (горизонтальная бамбуковая флейта), сяо (вертикальная бамбуковая флейта), шэн (язычковый инструмент). Эти находки свидетельствуют о составе оркестров того времени. Особенно впечатляет группа ударных из 65 колоколов, изысканно сделанных и искусно подобранных. Оказалось, что каждый колокол может издавать два звука через три интервала в отдельности, а все вместе они образуют музыкальный ряд в пять с лишним октав, включающий в себя 90 музыкальных то
нов. Это доказывает высокий уровень развития музыкальной культуры и изготовления музыкальных инструментов в то время.
В течение всей истории существования феодального общества музыкальная культура неоднократно переживала периоды расцвета. Напр., в период династий Суй и Тан, который считается “золотой эрой” в развитии музыкальной культуры, была создана новая китайская музыка, представляющая собой синтез народных мелодий и зарубежной музыки. Главным достижением того времени было создание дацюй — музыкального представления, в котором соединены пение, танец и инструментальная музыка. Наиболее известными образцами этого жанра являются “Цинь- ский князь громит ряды врагов”, “Люяо”, “Ичжоу” и “Лянчжоу”. Первая пьеса, состоящая из 52 стансов, имеет сложную композицию и ритмический рисунок.
В дальнейшем дацюй, ограниченное дворцовыми представлениями, вытеснялось простыми, но более динамичными оперой и балладами, имевшими народные истоки. Начиная с 14 в. инструментальная музыка и пение стали характерными для оперного жанра, что вело к распространению своеобразных оперных форм в той или иной местности. В то же время продолжали развиваться фольклорная музыка и танцы, и небольшие ансамбли народных инструментов пользовались большой популярностью.
После движения “4 мая” 1919 г. китайская музыкальная культура вступила в новую стадию своего развития. Взлет ра- боче-крестьянского движения и знакомство с западной музыкой породили таких революционных музыкантов, как Не Эр и Си Синхай. Выдающимися произведениями этого времени являются “Марш добровольцев”, “Победная песнь”, “Песня о Великом походе” Не Эра и “Отправляюсь в стан врага”, “На горах Тайхан”, кантата “Желтая река” Си Синхая.
Комментарии закрыты.