И вообще, мое положение их не трогало. Кто я такая, чтобы рассчитывать на хороший заработок? Помню одну даму. Я вошла к ней и объяснила, какое ищу место. Она сказала: «Подождите, я посмотрю картотеку». Уходит, справляется в картотеке и возвращается. Предлагает место ночного портье в каком-то отеле или мотеле, где несколько месяцев назад кого-то пристрелили. «Вы шутите? — спрашиваю.— Вы хотите, чтобы женщина работала по ночам в отеле, где нет охраны и недавно застрелили человека? Это все, что вы можете предложить?» — «А чего, собственно, вы ждали?» — спросила она. «У меня,— отвечаю,— университетский диплом. Правда, особой квалификации у меня нет, но есть способности. Ведь учиться надо на любой работе».— «Ничего другого нет,— отрезала она.— И сами вы тоже ничего не найдете».
Подобное отношение в порядке вещей. Они словно говорят: «Еще одна явилась. Ищет работу, когда работы нет и в помине». Даже воздух в этом бюро пропах безнадежностью. Я знаю, там есть люди, которых это действительно волнует, но, если там поработать, это занятие неизбежно станет в тягость. Потому что нечего предложить людям. Вероятно, в отдельных случаях и можно, но подавляющему большинству ты помочь не в срстоянии. Вот такая складывается ситуация: они не могут тебе помочь, а ты отчаянно за них цепляешься. Ходишь туда в надежде: «Вдруг сегодня да повезет? Вдруг мне ответят приветливо? Вдруг не придется выстаивать длиннющую очередь?» А уходя, думаешь: «Дура ты, дура, и зачем только пришла сюда? Никуда они тебя не устроят».
Со временем мне стало казаться, что я тупица. Что не способна справиться ни с какой работой. Я стала сомневаться в себе: «А вдруг я действительно ни на что не гожусь? Может, и правда махнуть на все рукой и для начала устроиться у Мак-Доналда?» Я часто думаю о своем будущем. Меня вечно преследует страх, что я останусь без гроша и буду бродить по улицам, тщетно пытаясь найти работу. Как в мелодраме, знаете,— человек спивается и кончает свои дни в сточной канаве. Я очень живо себе это представляю. Боюсь, со мной случится нечто похожее. Такое у меня иногда предчувствие.
Иной раз я так себя грызу, что у меня буквально опускаются руки. Потому еще себя грызу, что не прилагаю таких уж сверхусилий, чтобы найти работу. Когда читаешь объявления, надо использовать малейшие возможности, а я этого не делаю. И потом, мне очень трудно решить, получать ли мне пособие и дальше или соглашаться на любую работу, которая подвернется. Не будь пособия, я бы, конечно, давно уже работала. Теперь, когда его срок истекает, придется куда-то устраиваться. Ничего не поделаешь — жизнь. Я спрашиваю себя: «Может, я обуза для общества?» Спрашиваю себя: «Сколько можно раздумывать?» Ведь мое пособие без вычета налогов — большие деньги по сравнению с тем, что получают многие. Так что же, пытаться найти работу, чтобы меня сняли с пособия, и не обременять государство? Заняться чем-нибудь, чтобы зарабатывать меньше, чем я получаю по пособию? Или получать пособие и дальше жить себе, поплевывать? Ведь правительство все равно увязло по уши, такое уж его везенье. Они со мной не очень-то церемонились, так с какой стати я должна с ними считаться? Я покой потеряла. Советуюсь с разными людьми. Одни говорят: «Да уж, не велика заслуга жить за государственный счет». Другие: «А почему бы тебе и не жить на пособие?» Третьи: «Когда же наконец ты устроишься на работу?» Действительно, найти выход из положения трудно. Как тут поступить? Выполнить свой гражданский долг и избавить страну и правительство хотя бы от одного нахлебника? По телевидению показывали замечательную передачу о безработице. О парнях, которые по примеру профессиональных игроков в гольф из Огайо отправились на заработки во Флориду и ухитрились получить там пособие по безработице. Я смотрела эту передачу и чувствовала себя преступницей, а потом подумала: «Черт возьми, но я же этим не занимаюсь, не жульничаю! Я же не перебираюсь зимой на юг, чтобы выбить для себя еще одно пособие». Но преступницей я себя почувствовала.
Я не вижу никакого просвета — одни тупики. Спрашиваю всех и вся: «Ну хорошо, так что же мне делать? Вы можете хоть как-то меня сориентировать? Хотя бы указать те виды работ, на которые я имею право?» А мне отвечают: «Извините, но мы не в силах вам помочь». Меня просто бесит правительство и наша экономическая система. Мне отвратителен большой бизнес. Ведь они делают деньги и сами же их загребают. А рядового, обыкновенного человека загоняют в угол. И так во всем: налоги, проблема работы. Сначала говорят, что ты личность и перед тобой открыты все пути — не буквально, конечно, но способности-то у тебя есть,— а потом поворачиваются на сто восемьдесят градусов и заявляют: ходу тебе не будет,— и чувствуешь себя круглой идиоткой. Не знаю, может быть, я переоцениваю свой университетский диплом, но ведь я ухнула на учебу уйму денег! А теперь получается, что с моим дипломом я буду зарабатывать столько же, сколько выпускник средней школы, и выполнять точно такую же работу. Разве это справедливо?!
Комментарии закрыты.