Попробовала однажды. Заняла шесть долларов, а отдать пришлось семь с четвертью. Он дерет большие проценты. Но ведь все равно это не выход. Или ты по гроб жизни будешь ходить у него в должниках, или же тебя уволят. А мне вовсе не улыбается, чтобы меня подержали на работе и вышвырнули,— я опять сломаюсь.
Я знала, найти работу будет трудно, но что это будет так трудно—не ожидала. Ведь слышала от стольких людей: получишь среднее образование — получишь и работу. При чем здесь среднее образование? Можешь окончить восемь классов, но, .если белый тебя знает, ты получишь работу, а можешь иметь университетский диплом, но, если он не хочет, чтобы ты работал, ты работать не будешь. Пока не уедешь из городка. Пусть белая леди — тупица, пусть не умеет даже расписываться, а я заполню заявление без единой ошибки — ее кожа посветлее моей, и работу получит она. А я потащусь домой и начну все сызнова.
Моя подруга Салли окончила колледж и получила степень магистра. Подала заявление о приеме на работу в бюро пособий для бедных. Там ей прямо сказали, что черных не берут. Сказали бы хоть: «У нас нет вакансий». А то прямо в лицо: «Черных не берем».
Взбелениться можно. Будь я на ее месте, я б им этого не спустила. Подала бы в суд и постаралась довести это дело до конца. А когда бы выяснилось, что я имею право там работать и им бы это растолковали,— вот тогда бы я оставила их в покое.
Сейчас я учусь на секретаря-машинистку. Осталось еще семь месяцев. Учат вести документацию, составлять картотеку, английскому, математике, машинописи, делопроизводству, бухгалтерскому делу, а еще нас и манерам учат. То есть как вести себя на людях, следить за своей внешностью и так далее. Я рада занятиям: дадут потом работу или нет, все-таки чему-то научишься. Пусть даже и не получишь работу по специальности. Чтобы поступить на государственную службу, к примеру на почту, нужно пройти специальный тест. И в большинстве случаев приходится покидать Миссисипи. Потому что здесь никто не допустит, чтобы черный работал на почте или в банке. Ни в коем случае. Работа на почте не для черных. Тебе, конечно, позволят разносить почту по домам, но о конторе нечего и думать. Чтобы ты работал за окошком — ни за что. Послушать их, черные не имеют на это права.
Мне бы хотелось работать секретарем-машинисткой, но если я выдержу специальный тест, а устроиться секре- тарем-машинисткой не сумею — попросилась бы в полицейские. Хотя очень сомневаюсь, что меня возьмут. Во всяком случае, попытаюсь податься куда-нибудь на Север или Запад, в те края. Ни за что не останусь на Юге. Здесь, в Миссисипи, не найти справедливости, это точно. Что с работой, что с пособиями. И все до единого знают: ни за одним окошком здесь не появится ни один черномазый.
Комментарии закрыты.