А потом я иду в центр города и вижу всех этих белых в костюмах. Говорю себе: «Э, да это такие же люди, как я». Так-то так, но… (Смеется.) Но, может быть, это мои враги. Не знаю. Каждый раз,- как я белого в деловом костюме встречаю, что-то во мне ломается. Наверное, для меня это символ высокого положения. Когда я гляжу на всех этих мужчин в костюмах и при галстуках, мне невольно думается: «Гм, гм! Я бы тоже таким был?» Не то чтобы я хотел стать одним из них, но хотя бы уж дали мне возможность учиться в коммерческом колледже или «школе бизнеса». И еще мне кажется — разве не было бы справедливо, если бы на каждых троих-четверых из этих белых в дорогих костюмах, с деловой карьерой за плечами приходился один черный? Пусть даже меньше. Один черный, который имел бы возможность окончить коммерческий колледж и получить хорошую работу. А то идешь вот по улице и вдруг ловишь себя на таком ощущении, будто дорогу им уступать должен. Тогда я говорю себе: «К черту это! Пусть они мне дорогу уступают». Или даже на так. Разве обязательно надо, чтобы кто-нибудь дорогу уступал? Каждый из нас должен идти себе нормально, а не шарахаться в сторону.
Раньше я всегда из себя выходил при мысли о такой несправедливости. И всегда кипел и злился, когда думал о белых, об их обществе. Я и сейчас эти чувства испытываю, только не так остро, как прежде, когда у меня злое выражение с лица не сходило. Что толку злиться на белых, если я только себе этим плохо делаю? Все время сердиться да ожесточаться — только зря кровь себе портить. Этим ты ничего не изменишь. Дискриминация как была, так и остается.
И вот еще какая мысль мне покоя не дает. Спад вроде бы идет на убыль. Процент безработицы, говорят, сокращается. Откуда же тогда берутся все эти люди, которых встречаешь в бюро по делам безработных? И посмотрели бы вы, сколько безработных на донорском пункте бывает! Я там регулярно кровь сдаю. За день через него сотни безработных проходят. В этом донорском пункте всегда народу полно. Он открывается в 7.30 утра и работает до 5.30 вечера, а люди идут и идут туда весь день. Просто удручающее впечатление от всего этого. Гнетущее. Масса черных на том пункте толпится, студентов много приходит — у студентов-то тоже денег не густо, как и у нашего брата, безработных бедняков. И уж поверьте мне, если бы всех этих людей не погнала туда нужда, не пошли бы они кровь сдавать. Я бы уж точно не пошел. Но у меня выбора нет. Понадобятся деньги — вот и идешь туда. Сперва в очереди насидишься, затем тебе давление измерят, анализы разные сделают. И опять сидишь и ждешь, пока место у столика не освободится. И терпишь все это ради каких-нибудь шести долларов — или девяти, если сдаешь кровь повторно на той же неделе. Унизительно! Сидишь и думаешь: зачем подвергать себя этой пытке? Давать втыкать в себя эти здоровенные иглы? Всякий раз, когда я бываю там, я думаю: «Господи, неужели все это наяву?»
Комментарии закрыты.