Скажем прямо: работать в Великобритании может любой идиот. Большинство компаний проводят для новых сотрудников многочисленные тренинги, чтобы помочь им быстрее интегрироваться и включиться в работу. На всё есть тысячи инструкций, правил, а также инструкций по использованию инструкций и сводов правил. В конце концов, британский бизнес, в отличие от российского, существует веками. (Возможно, именно благодаря тому, что британцы сначала долго думают, а уже потом делают.) Если инструкция о чем-то умалчивает — смотри пункт первый (спроси супервайзера).
Другой вопрос в том, что найти работу в Великобритании — это уже целое искусство, а после кризиса стало мероприятием просто-таки невероятным. Бесконечные интервью, несчетное количество тестов, а часто и какое-нибудь бесплатное задание — нормальные этапы устройства на. работу для опытного профессионала. Впрочем, надо отметить, что сам процесс гораздо более честный и открытый, чем, к примеру, в России. Даже если британская компания имеет внутреннего кандидата на открывшуюся должность, по закону ее обязаны сделать доступной и для других соискателей, разместив вакансию в открытом поиске. Если у одного из претендентов квалификации окажутся выше, чем у кандидата, уже работающего в компании, то (чем черт не шутит) могут взять и его.
Кроме того, в Великобритании действует Акт о равноправии (The Equality Act), запрещающий дискриминацию по признакам возраста, пола и национальной принадлежности. Поэтому, в отличие от русских резюме или анкет, которые необходимо заполнить при приеме на работу, в британских никогда не ставится дата рождения, не указывается наличие детей или, уж тем более, семейное положение (которое, к слову говоря, вообще не имеет никакого отношения к профессиональным квалификациям работника). А вот страну происхождения и наличие действующей рабочей визы в резюме придется отметить.
Иногда эти правила могут сыграть на руку недавним эмигрантам: на случай, если вдруг какая-нибудь специальная комиссия решит проверить, как соблюдается принцип равноправия, британские HR обязательно приглашают на собеседование представителей разных культур. Делается это, чтобы показать, что вакансия была доступна для всех: «Вот, видите, к нам приходили англичанин, ирландец, француз, черный парень, азиат и леди из Восточной Европы. Всех их превзошел внутренний кандидат, который уже доказал свою ценность для компании, так как, собственно, давно здесь работает». Естественно, о том, что папа внутреннего кандидата регулярно играет в поло с главой компании, никто не узнает.
Впрочем, даже если вы — иммигрант из Восточной Европы, британской молодежи без опыта приходится еще хуже. Дело в том, что конкуренция на рынке труда Туманного Альбиона сейчас такова, что борьба идет лишь между кандидатами с опытом работы. Доходит до смешного. Во время Театрального фестиваля в Эдинбурге мой приятель, выпускник Оксфорда, молодой талантливый любитель театра, пытался устроиться работать ростовой куклой. Парень поиздержался и жаждал заработать на еду и обратный билет до Лондона. К сожалению, даже на эту вакансию был огромный наплыв желающих. «У вас есть опыт работы ростовой куклой? — поинтересовался менеджер. — Нет? Боюсь, мы не можем даже рассматривать вашу кандидатуру. У нас очередь из гораздо более опытных людей».
Как же получить опыт, если его нет? А никак. Многие молодые британцы работают бесплатно, то есть даром. Стажировка — лучшая форма эксплуатации. Ради перспективы получить строчку в резюме или — о, чудо! — рабочее место юный стажер будет рвать задницу.
К сожалению, если до кризиса бесплатная работа продолжалась лишь несколько месяцев, то после него для многих она затянулась на годы. К примеру, в одном из известных британских издательских домов я как-то встретила милую и хорошо образованную барышню из Новой Зеландии, которая при всех своих талантах уже около двух лет пахала бесплатным стажером на различные фирмы. В промежутках между стажировками она трудилась официанткой в барах, дабы заработать на еду и оплату жилья.
Комментарии закрыты.