Азартные (гэмблинг) и компьютерные игры (в том числе и на игровых автоматах) при чрезмерном увлечении ими могут вызывать игровую зависимость — игроманию (лудоманию), от которой страдает как сам игрок, так и его окружение. По своей природе она подобна алкогольной или наркотической зависимости, хотя многие клиенты считают более легким нарушением по сравнению с алкоголизмом и другими зависимостями.
Такие клиенты много времени отдают азартным играм, постоянно думают о них, выстраивают игровые стратегии, планы выигрыша (даже на консультации могут рассказывать об этом психологу), хотя могут скрывать свое увлечение от близких и играть тайком. Много играя, они с каждым разом все больше рискуют, ставят на кон все, готовы пожертвовать последним. На консультации часто жалуются на «потерю контроля»: они не в состоянии прекратить игру ни после крупного выигрыша, ни после хронических проигрышей. Играя, впадают в трансоподобное состояние, отрешаясь от всего, что не имеет отношения к игре. Желание играть у них постоянно и плохо контролируемо; не играя, чувствуют беспокойство, раздражение, дискомфорт, разрушающие любую другую деятельность; вне игры могут даже появляться психосоматические симптомы (головная боль, расстройства сна, нарушение концентрации внимания).
Формирование игровой зависимости обычно включает четыре стадии: 1) стадия легкой увлеченности: клиенты говорят, что, поиграв несколько раз, почувствовали «вкус игры», игровой «драйв», азарт; пережитые эмоции хочется продлить, повторить; на этом подъеме настроения начинает формироваться игровая потребность (особенно отчетливо это проступает в ролевых компьютерных играх при идентификации с ролью); с этого момента человек не просто садится время от времени поиграть, а целенаправленно планирует время для игры, хотя постоянная потребность в игре на этой стадии еще не сформирована и игра не является значимой ценностью; 2) стадия увлеченности: в иерархии потребностей фиксируется новая потребность — играть; игра принимает систематический характер, и все мешающие этому обстоятельства преодолеваются; 3) стадия зависимости (ее достигают 10— 14 % игроков): удовлетворение потребности в игре обретает высокий ранг в ущерб удовлетворению других потребностей, что влечет за собой изменения в ценностно-смысловой сфере личности (интернализация локуса контроля, изменение самооценки); на этой стадии зависимость может оформляться в одной из двух форм — социализированной (в этом случае клиент поддерживает социальные контакты, хотя по преимуществу с такими же игровыми фанатами, и не уходит в себя, не погружается целиком в виртуальный мир) и более опасной индивидуализированной (в этом случае постепенно разрываются связи с окружением, человек движется в сторону патологического ухода от реальности в виртуальный мир);
4) стадия привязанности характеризуется снижением игровой активности человека и сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы, но до того времени, как не появится новая игра, способная увлечь; каждый раз, как суть игры «постигается» человеком, сила зависимости снижается, но сама зависимость может сохраняться долгие годы.
Сайт специализированного сервиса CogaSystem мне повстречался в интернете. На страницах этого сайта, к примеру, такой вопрос как массовая email рассылка рассматривается весьма обстоятельно. Примите это к сведению.
Комментарии закрыты.