Фильм Дамиани — иллюстрация высказанной режиссером в одном интервью мысли о том, что мафия — неотъемлемая часть существующего в Италии строя. «Демократизировать органы власти, уничтожить бюрократию, полностью изменить экономическую структуру — всякие другие меры будут бесполезны», — говорит Дамиани.
Герой фильма — уже немолодой полицейский комиссар Бонавиа — много лет безуспешно пытается засадить за решетку наглого, упивающегося своей безнаказанностью строительного подрядчика Ломунно. Тот купил в Палермо всех и вся. Один из его покровителей — генеральный прокурор, заблаговременно предупреждающий его о всех мерах, какие собираются предпринять полицейские комиссара Бонавиа. Этот вожак мафии и его внешне столь же респектабельные друзья отправляют на тот свет профсоюзного активиста, потом пастушонка, при котором совершено преступление, а затем излюбленным мафией способом убивают еще одну опасную свидетельницу их злодеяний — девушку. Ее душат, а ящик с телом закладывают в фундамент строящегося дома и заливают бетоном — его никто никогда не найдет. И у комиссара Бонавиа вновь нет никаких улик против Ломунно и его покровителей — ни вещественных доказательств, ни живых свидетелей.
Тогда Бонавиа решает во имя торжества справедливости преступить закон: выстрелом в упор он убивает Ломунно. Сам же комиссар гибнет в тюрьме от ножа одного из подручных Ломунно, которых ему удалось упрятать за решетку…
Быть может, этот жест отчаяния комиссара, его гибель раскроют глаза молодому помощнику прокурора Траини, который хотел во всем придерживаться буквы закона. Недостаточно знающий Сицилию, приехавший откуда-то е Севера, он не доверял Бонавиа и осуждал его методы. Может быть, теперь Траини поймет, насколько был наивен, насколько могущественна мафия, как тесно ее интересы переплелись с интересами тех, кто стоит у власти, и насколько бессилен на Сицилии закон.
Фильм поставлен не в документальной манере, это не реконструкция подлинных фактов (как было, например, в фильме о мафии «Сальваторе Джулиано» Рози), но он настолько проникнут сегодняшней действительностью, что смотрится как документальный. Меткие наблюдения, красноречивые детали придают фильму убедительнейшую достоверность. Большинство сцен снято на натуре, в том числе в тюрьме Уччардоне. Фильм волнует именно своей жизненностью, он словно вобрал в себя события и персонажи той кровавой борьбы, что бушует на Сицилии, а кое-что даже предвосхитил. В то время как Дамиани только что вакончил съемки, на улицах Палермо, в тех самых зданиях суда и прокуратуры, где мы видели его героев, произошли события, которые могли бы органически вплестись в ткань фильма. В связях с мафией, которую возглавляли строительные подрядчики, был обвинен мэр Палермо. И генеральный прокурор Скальоне оказался человеком мафии — именно он саботировал расследование исчезновения Де Ма- уро, деятельность правительственной комиссии по борьбе с мафией, а потом его самого ликвидировала мафия за то, что он «слишком много знал»…
В финале фильма к Траини, потрясенному смертью комиссара, подходит адвокат, который ведет дела мафии, и спрашивает его с притворным участием, если не с издевкой: «Что, что-то не так?..»
Фильм Дамиани — свидетельство того, что в государственной машине капитализма слово «закон» не равнозначно «правосудию», что там царят произвол, коррупция, что в ней действительно «что-то не так».
С не меньшей силой вновь убеждает нас в этом другой фильм со столь же длинным названием — «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» режиссера Элио Петри.
Комментарии закрыты.