Фидеизм негативно влияет на творческую практику любого художника, он мешает ему разобраться во многих реальных коллизиях бытия. Но концепция «естественной морали», несмотря на свою несомненную связь с религиозной идеологией, может в иных случаях и способствовать ориентации художника на такое исследование сложности человеческой личности, которое имеет своей конечной целью утверждение чистых, добрых, разумных отношений между людьми, идеала жизни, близкой к природе.
По-видимому, Феллини склонен видеть в идее бога ту высшую духовную ценность, вокруг которой можно сплотить людей, избавить их от одиночества. Правда, Феллини — человек беспощадно аналитического XX века; сознание режиссера еще в большей степени, чем сознание Достоевского, отягощено сомнениями и скептицизмом. В «Сладкой жизни» и «872» он остро, почти в сатирической тональности, критикует религию, новее же и не порывает с нею до конца.
Жорж Садуль причислил Феллини к христианским прогрессистам. Этим он хотел сказать, что режиссер ратует своим искусством за нравственное обновление человека, за движение общества вперед, но его позиция социально и философски ограничена. Автор «Дороги» хочет и действительно передает «послание» от одного изолированного индивидуума к другому, он стремится помочь духовному сближению всех людей друг с другом. Однако это духовное рассматривается им во многом асоциально, аполитично.
В его фильмах идеи «реального гуманизма» сочетаются, а нередко и поглощаются гуманизмом абстрактным, с одной стороны, католическим экзистенциализмом— с другой. Быть может, поэтому Феллини подчас не находит той самой высшей простоты, которую он настойчиво ищет в жизни и в самом себе. Быть может, поэтому так зыбки и неопределенны образы надежды в его фильмах. Большой искренний художник, оставаясь как личность в идеологических и психологических рамках отчужденного общества, не может напрочь выйти из них в своем творчестве, в моделировании идеала.
Это особенно явственно сказалось в «Сатириконе», который, как, впрочем и все другие работы Феллини, вызвал разноречивые отзывы в мировой прессе.
На страницах американского университетского журнала «Фильм квотерли» фильм рассматривается как явление эпохальное, «как поэтическое размышление о больших проблемах человеческой истории: любви, рабстве, насилии, терроре, возвышении и падении монархий»1.
В оценочной таблице западногерманского журнала «Фильм-критик», гордящегося тем, что он всегда поддерживает самые авангардистские течения в кинематографе, «Сатирикону» отводится более чем скромное место. Это не первостепенный и не превосходный, а только достопримечательный фильм. Двое критиков (из шести) расценивают его даже как сомнительный, противоречивый.
Рецензент журнала анализирует «Сатирикон» в духе фрейдистской эстетики. Дескать, Феллини хотел освободиться от угнетающих его кошмаров, порожденных католическо-патриархальным обществом, в котором он сформировался как личность. По мнению рецензента Урса Дженни, это освобождение неполное — Феллини в конечном счете остается в русле христианских, точнее, раннехристианских представлений».
Комментарии закрыты.