Приговор двум эмигрантам был для капиталистической Америки одним из средств запугать непокорных, раздуть грязную пену расизма, способствующего разъединению революционных усилий трудового люда. Цели эти со всей циничной откровенностью и фо-» рмулируются в фильме теми, от кого зависели судьбы их жертв.
Рассказывая трагическую повесть о двух простых тружениках, Джулиано Монтальдо как художник избирает здесь тот ракурс рассмотрения событий, который позволяет ему не только развернуть социальную панораму времени, вскрыть классовые пружины, политический механизм убийства. Что особенно важно подчеркнуть, он идет той дорогой, которая была проложена в литературе Максимом Горьким в его бессмертной «Матери», а при экранизации романа так ясно прочерчена Всеволодом Пудовкиным, показавшим рост классового сознания передовых борцов.
Ванцетти в фильме Монтальдо в момент ареста не понимает еще отчетливо, в какие социально-политические битвы века он включается, участвуя в движении анархического протеста. К концу картины он вырастает в политически зрелого бойца. Он идет на смерть, сознавая, что в его лице капиталистический мир убивает не просто Бартоломео Ванцетти, а некое воплощение враждебных этому миру сил. И Бартоломео испытывает гордое сознание своей причастности к великой классовой битве против всех угнетателей. Здесь, за тюремной решеткой, он почувствовал, что для миллионов и миллионов людей он и его товарищ стали символом борьбы против расизма, против капиталистического произвола.
Трагический фарс, разыгранный вокруг дела Сакко и Ванцетти, по своему духу, приемам и методам весьма сходен с теми, что и сегодня, почти полвека спустя, используют американские мракобесы, чтобы расправиться с Анджелой Девис, подавить рабочие, негритянские и студенческие волнения. И это тоже имел в виду создатель фильма.
Тем же точным, прицельным социальным анализом отличается и другая картина Джулиано Монтальдо — «С нами бог». Ее действие происходит в канадском лагере для военнопленных, где на заключительном этапе минувшей войны содержатся бывшие фашистские вояки. Здесь тоже решается вопрос, имеющий принципиальное политическое значение в той новой ситуации, которая создалась тогда в мире.
Комментарии закрыты.