Коэффициент относительной силы, определяемый как отношение индекса Morgan Stanley Consumer Index к индексу DJIA (опубликованный в апреле 2000 г.), показывает, что впервые за долгое время акции производителей потребительских товаров превзошли индекс DJIA (рис. 7.8). Сектор товаров повседневного потребления, являющийся защитным по характеру, включает такие отраслевые группы, как напитки, продукты питания, лекарства, табак и товары для дома. Считается, что люди потребляют эти товары во все времена, и хорошие, и плохие. Относительная сила этого сектора нередко указывает на замедление экономики. Комментарий от 21 апреля заканчивался следующим параграфом.
«Экономисты с Уолл-стрит продолжают утверждать, что ситуация не может быть лучше. Но если так, значит, она может стать только хуже? Исторически рынки разворачиваются вниз задолго до того, как это сделает экономика. Именно поэтому рынки считаются опережающими индикаторами экономики. И рынок сообщает о том, что экономика начинает замедляться. Со временем это начнет плохо сказываться на корпоративных прибылях и фондовом рынке. В таких случаях лучше находиться в защитных секторах рынка (включая фонды денежного рынка). На прошлой неделе мы прокомментировали разворот вверх REIT — традиционного защитного актива. Акции производителей товаров повседневного потребления также хороший защитный актив».
Обвал на рынке Nasdaq весной 2000 г. стал причиной ротации секторов в течение года. Как уже говорилось, произошло перемещение капитала из акций технологических компаний в акции производителей товаров повседневного потребления и в REIT. Когда акции начали слабеть, облигации повернули вверх. Другим важным изменением, которое произошло в этом году, стал переход инвесторов из акций роста в акции стоимости. Эта тенденция была описана в сообщении о состоянии рынка от 11 августа 2000 г. Первый абзац заканчивался следующим наблюдением: «Лидерство на рынке, похоже, переходит от акций новой экономики (представленных индексом Nasdaq) к акциям старой экономики (представленных индексом DJIA)». В этом же сообщении о состоянии рынка содержался следующий абзац.
«Другим признаком того, что инвесторы ожидают ослабления экономики в 2000 г., является возврат в стоимость… В последние три года акции стоимости проигрывали акциям роста. Однако коэффициент “S&P стоимость/рост” сформировал двойное дно (в марте и июле) и начал расти, как показано на рис. 7.9. В условиях слабеющей экономики акции стоимости (с низким коэффициентом “цена/прибыль”) обычно переигрывают акции роста (с высоким коэффициентом “цена/прибыль”). Не стоит забывать, что львиная доля акций стоимости представляет старую экономику, а львиная доля акций роста — Nasdaq».
Переход из роста в стоимость продолжился весной следующего года. Это было еще одно проявление того же послания — замедления экономики и падения фондового рынка. Как уже говорилось, разные секторы рынка выходят в лидеры на разных этапах экономического цикла. Пришло время показать вам, откуда берется эта информация.
На рис. 7.10 представлена модель ротации секторов рынка на различных этапах экономического цикла. Она была разработана Сэмом Стовалом и опубликована в «Руководстве S&P по секторному инвестированию» (Standard & Poor’s Guide to Sector Investing). В полном экономическом цикле выделяются пять этапов, три из которых представляют экономический подъем и два — спад. В левой части модели показаны секторы, которые работают лучше во время экономического подъема. Для «начала подъема» характерна относительная сила транспортного и технологического секторов. (Одной из причин лидерства акций транспортных компаний при восстановлении экономики является снижение цен на энергоносители во время спада. Модель также объясняет, почему лидирующая позиция технологического сектора является хорошим знаком для экономики и фондового рынка.) В «конце подъема» самым результативным является энергетический сектор. На двух следующих этапах показаны секторы, лидирующие, когда экономика начинает замедляться. В «начале спада» лидирует сектор товаров повседневного потребления. В «конце спада» вперед выходят коммунальные компании, финансовые компании и циклические производители потребительских товаров.
При анализе межрыночных трендов 1999 г. мы говорили, что лидерство энергетического сектора (в результате роста цен на нефть) является плохим сигналом для экономики. Причина этого видна на рисунке. Энергетический сектор доминирует, как правило, в «конце подъема» и обычно предшествует пику экономики. Это в определенной мере связано с тем, что резкий рост цен на нефть плохо влияет на экономику. Кроме того, ФРС обычно отвечает на рост цен на нефть повышением процентных ставок, что приводит к замедлению экономики. И то и другое наблюдалось в 1999 г. и в начале 2000 г.
Комментарии закрыты.