Вообще британские политики, несмотря на свое прекрасное оксбриджское образование и хорошие манеры, постоянно попадают впросак в развивающихся странах. А виной всему — приверженность принципам цивилизованности, которые у «диких народов» совсем иные, нежели у бриттов. Взять, к примеру, лидера лейбористской партии страны Дэвида Милибэнда, который в бытность свою министром иностранных дел во время визита в Индию как-то раз остановился в деревне «неприкасаемых», чтобы привлечь внимание к проблеме каст. Вместо того чтобы восхититься простотой англичанина, индийцы сочли поступок британского политика унизительным. С их точки зрения, вместо того, чтобы строить отношения со страной, стремящейся в будущее, он предпочел пожимать руки «отсталой» Индии.
Да что там говорить, когда премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон оскандалился по полной программе. Его первый визит в Индию омрачился тем, что один из грузовиков конвоя сбил 55-летнего обитателя трущоб, живущего на 34 доллара в месяц. Как это обычно происходит в Бомбее, тут же собралась толпа, которая набросилась с кулаками на незадачливого водителя. Ну, никак не получается у британцев строить отношения с дикарями. Хотя нужны им именно они, развивающиеся страны. Где еще можно получить прибыль, когда на родине экономика падает? Но одно дело на равных рассуждать о благах цивилизации и демократии с Европой или Америкой и совсем другое — промчаться в кортеже по хаотичному Бомбею, не задавив какую-нибудь корову, слона или нищего. Или пытаться построить адекватный диалог со странными и загадочными «русскими медведями».
Кстати, у двух стран все было хорошо, пока Россия училась у Англии. К примеру, Петр I в 1697-1698 гг. посетил королевство, чтобы изучить новые технологии в кораблестроении. А в 1720-х пригласил в Санкт- Петербург британских инженеров. Россия и Британия сражались то на одной стороне, то на противоположных. Иногда они были не слишком ожесточенными врагами, иногда — не очень заядлыми друзьями. Особенных страстей в отношениях двух стран не наблюдалось. По крайней мере пока автократичную Российскую империю и уже тогда конституционную монархию (Соединенное Королевство) не сблизила Великая французская революция. В попытке противостоять распространению французских радикальных идей две страны создали идеологический альянс. Он, в свою очередь, благополучно распался в 1799 г. после совместной неудачной попытки завоевания Голландии для восстановления монархического правления.
Для этой военной операции Павел I выделил 17-тысяч- ный корпус, который англичане обязались доставить морем, взяв на себя все расходы.
Испортило отношения русских и бриттов нахальное завоевание англичанами Мальты в 1800 г., где император Павел I был главой ордена рыцарей-гос- питальеров. Высокомерные бритты даже и не подумали, что такая мелочь может задеть главу Российской империи. Но Павла I такая невнимательность возмутила до глубины души. В отместку Россия решила показать англичанам «кузькину мать» и спланировала «индийский марш», то есть захват британских владений в их колонии. Однако он так никогда и не состоялся.
Немногие помнят об этом, но была еще и Англорусская война 1807-1812 гг., в результате которой Соединенное Королевство и Россия стали союзниками в борьбе против Наполеона. И «оттоманский вопрос», где они были противниками. И спор по поводу Центральной Азии в XIX в.: Россия хотела получить порты в Индийском океане, а Британии почему-то совсем не нравилось, что войска какой-то другой империи получат потенциальный доступ к их индийским колониям. Все это привело к тому, что страны в 1885 г. вновь оказались на грани войны. Впрочем, уже в 1899-1901 гг. они вновь объединили усилия — на этот раз, чтобы вторгнуться в Китай.
Но — сюрприз — уже в 1904 г. российская Вторая Тихоокеанская эскадра по ошибке утопила два британских рыболовецких судна. Дело было в европейских водах во время Русско-японской войны. Моряки были в напряжении и ждали возможных вражеских атак и провокаций. Ночью, вблизи английского города Гулль, экипаж «Князя Суворова» заметил неизвестный корабль без огней, приближавшийся на полной скорости. По нему начали стрелять, затем заметили еще один — по левому борту. Досталось и ему.
На следующий день английская пресса сообщила, что под обстрел русских попали мирные английские рыбаки. Газеты вышли с заголовками «Русский произвол!». Под таким названием этот эпизод и сохранился в английской истории. Главным поводом для обвинения со стороны англичан было неоказание помощи тонущим. Несчастные рыбаки свидетельствовали, что до утра на месте боя оставался некий миноносец, с которого русские равнодушно взирали, как на обломках своих кораблей плавают несчастные подданные королевства. Британия отреагировала на «русский произвол»: английские корабли снялись с якоря и вышли в открытое море для преследования русского флота. Настичь эскадру удалось у берегов Испании. Состоялся цивилизованный судебный процесс, который проводился международной комиссией. В результате русских моряков отпустили.
Надо отдать англичанам должное: как только речь заходит о прибыли, они готовы закрыть глаза на нужды демократии и цивилизации, чтобы вновь подружиться с «русским медведем». Собственно, и сегодня, в результате всех последних скандалов и не- состоявшихся экстрадиций, это лишь на поверхности страны обмениваются колкостями. Что не мешает Великобритании активно развивать бизнес в России, а русским — тратить миллионы на недвижимость в Лондоне. И это не ново: то же было и после революции 1917 г. Сначала Великобритания отправила войска в российские порты, чтобы поддержать «белых». А затем, уже в 1921 г., подписала первое англо-советское торговое соглашение. А что делать? Политика политикой, а денежки счет любят. При этом своих «торговых партнеров» бритты не признавали на политической арене до февраля 1924 г.
Комментарии закрыты.