Апофеозом наглости работодателей, которые совершенно распоясались после кризиса, стали стажировки в тех сферах, где раньше никто бы и не подумал трудиться бесплатно. К примеру, в продажах по телефону или делопроизводстве. Молодым амбициозным британцам, которым уже совершенно некуда деться, приходится браться и за такие работы, чтобы получить опыт для резюме и рекомендации (без которых, кстати сказать, устроиться в Британии почти невозможно).
А чего стоят мероприятия так называемых assessment (оценочных) центров. От шести до двадцати человек обычно соревнуются целый день за одно- два рабочих места. Чтобы получить должность, нужно пройти ряд интервью, бесчисленное количество тестов и доказать, что ты лучше всех. Если раньше через это горнило HR проходили в основном лишь вчерашние выпускники, то сегодня на assessment все чаще соглашаются и профессионалы, отчаявшиеся найти работу.
Естественно, наиболее ценятся стажировки в крупнейших компаниях (к примеру, в аудите) и инвестиционных банках, которые неплохо оплачиваются и до кризиса считались надежным трамплином в мир набитых кошельков и «белых воротничков». Голубая мечта большинства выпускников британских финансовых программ (которые в основном выбирают русские студенты или их родители) — работа в лондонском Сити. «Разве это не прекрасно — каждое утро ходить на работу по красивому мосту, в пиджаке и галстуке, в толпе точно так же одетых людей?» — искренне делился со мной своими мечтами один из моих знакомых, безуспешно пытавшийся пробиться хотя бы на галерку лондонского финансового театра.
К сожалению, за последнее время мир сильно изменился. Конкурентная борьба за стажировки среди студентов без опыта работы еще жестче, чем на оплачиваемые позиции. При этом гарантии, что тебе предложат рабочее место через несколько месяцев бесплатного труда, близки к нулю. Да и работа в Сити, дорогой галстук и кейс уже не являются признаками уверенного и успешного человека. Нет-нет да и блеснет в глазах энергично шагающих по мосту «белых воротничков» страх-увольнения или, того хуже, безнадега.
Все чаще бритты, изгнанные с лондонского финансового Олимпа, отправляются не искать новую работу в другом банке, а печь торты, играть по вечерам на рояле в каком-нибудь баре или на худой конец просто путешествовать, засунув свой далеко не дешевый диплом куда-нибудь на полку. Кризис кризисом, а жить и чувствовать себя счастливым человеком хочется всегда. Некоторые же просто и откровенно делают «ничего» (в смысле вообще ничего не делают). Днем армию британских безработных, как правило, можно застать в пабах, где они часами расслабленно попивают пивко и читают газетки, а в хорошую погоду греются на солнышке, устремив взгляд куда-нибудь вдаль. И не надо судить этих людей: многие из них не могут устроиться просто потому, что они overqualified (слишком высококвалифицированные). Не идти же им валить лес. Или, упаси Гэсподи, работать за недостойную их зарплату. В пабе гораздо лучше.
У британских работодателей немало недостатков. К примеру, долгий процесс принятий решений, невозможность быстрого роста. Какой бы вы ни были яркий и незаменимый сотрудник для компании, через год вас вряд ли повысят: считается, что свое «надо высидеть» и выждать. Вот когда вы поседеете, помудреете и покроетесь морщинами, тогда и придет время обсудить новую позицию, а то и повышение до начальника.
Зато есть у британских компаний и немаловажные достоинства: в большинстве своем к сотрудникам они относятся очень нежно, по-японски. Если уж вы стали членом большой английской семьи, то вас будут всячески развивать и ублажать, регулярно отправлять на какие-нибудь курсы, индексировать зарплату (ну, где-нибудь на 0,3% в год в соответствии с инфляцией) и водить по пятницам в бар, дабы укрепить боевой дух всего коллектива.
Увольняют в Британии только в крайнем случае — разве что сотрудник уже совершенно распустился. Именно поэтому таким, в первую очередь моральным, ударом для многих стал кризис. Тем не менее всем, кто слышал об ужасающем уровне английской безработицы, стоит знать о том, как именно проходили эти увольнения. Да, в метро действительно ездили люди с коробками, в которых лежал их жалкий офисный скраб и какая-нибудь открытка вроде «Спасибо, Дженни, и до свидания». Но большинство компаний боролись за людей до последнего.
Комментарии закрыты.