Связи бельгийской разведки с американскими, британскими и французскими коллегами были так прочны, а за годы военной оккупации и работы в лондонском изгнании закалились еще больше, что до конца XX века СДРА и Военная разведка принимали участие во множестве тайных операций НАТО, включая ближневосточную и балканскую эпопеи. Операции против Советского Союза и его сателлитов оставались для бельгийских спецслужб приоритетными до 1990 г. Насолить советской разведке сумели даже коллаборационистские спецслужбы Бельгии периода ее оккупации гитлеровцами в 1940— 1944 гг. Сотрудник бельгийской жандармерии Матье был внедрен СД в бельгийское движение Сопротивления, именно он способствовал аресту первого радиопередатчика «Красной капеллы» на брюссельской улице Аттребат, что в дальнейшем привело к полному разгрому советской сети в оккупированной Европе.
Кроме того, бельгийские спецслужбы оставили за собой кровавый след в Африке, пытаясь удержать свои колонии. Серьезного армейского вмешательства небольшие бельгийские вооруженные силы организовать не могли, поэтому на первый план в Африке в послевоенные годы вышли политические убийства и рейды «коммандос». Такие случаи зафиксированы практически во всех бывших бельгийских владениях: в Заире, Руанде, Конго, Бурунди. Несколько раз рейды бельгийского спецназа против представителей местных освободительных движений заканчивались массовым кровопролитием. Так произошло в 1964 г. в конголезском Стэнтонвилле, где в ходе операции «Драгон-руж» («Красный дракон») «коммандос» во главе с полковником Лореном и белые наемники убили более сотни представителей племени симба, захвативших в отеле «Виктория» 50 европейских заложников. Подобные операции продолжались и после формальной утраты власти над африканскими колониями, теперь бельгийская разведка и спецназ поддерживали лояльных Брюсселю местных правителей и царьков. В 1994 г. в ходе очередного государг ственного переворота в Руанде более десятка бельгийских «коммандос» были убиты в боях на стороне свергнутого премьер-министра Увилиигманы. Несколько раз бельгийская разведка сама или руками наемников организовывала убийства неугодных африканских лидеров. Так, доказано участие СДРА в ликвидации наемным убийцей в 1962 г. премьер-министра Бурунди Рвагасоре.
Практически доказано соучастие бельгийской разведки в убийстве конголезского левого премьера Лумумбы и его соратников в 1961 г, Несколько бельгийских отставников из спецслужб подтверждали свое присутствие на месте убийства Лумумбы. В 2001 г. один из них, бывший представитель бельгийской жандармерии в Конго Герхард Соет, дал показания парламентской комиссии о том, как присутствовал при убийстве Лумумбы боевиками сепаратиста Чомбе, а затем помогал прятать тело убитого премьер-министра и даже вырвал изо рта покойного золотые коронки. С самого начала острого конголезского кризиса бельгийская разведка, сделавшая в Конго ставку на мятежного генерала Мобуто и сепаратистов Чомбе в алмазной провинции Катанга, разработала план устранения Лумумбы. Операцию «Барракуда» возглавлял разведчик бельгийской СДРА Марлье, связанный с резиденту- рой ЦРУ и местными заговорщиками. Поначалу в Конго был выслан из Бельгии наемный убийца с уголовным прошлым, затем Марлье получил указание отравить Лумумбу. Наконец, в последней фазе операции Марлье, Соет и другие бельгийцы участвовали в аресте Лумумбы и его товарищей. Затем плененный премьер под их присмотром и под конвоем белых наемников и бойцов лояльного Бельгии племени балуба был отправлен к его недругуа Чомбе, где был убит людьми Чомбе на глазах бельгийцев.
Комментарии закрыты.