С Первой мировой связан и первый серьезный скандал внутри «Дексьем бюро», разразившийся после инфильтрации в разведку французов германской разведчицы и экзотической танцовщицы Маты Хари, ставшей к тому же любовницей тогдашнего главы «Дексьем бюро» Леду. После разоблачения Маты Хари Леду отправили в отставку, заменив его в 1917 г. на Губэ. Но затем выяснилось, что Леду, хотя и спал с очаровательной голландкой, больших секретов ей не выдал, а оклеветавший его офицер «Дексьем бюро» Л єну ар сам изобличен в шпионаже в пользу немцев и казнен. Леду в 1918 г. с извинениями вернули на службу. Другой большой скандал, завершившийся кадровой чисткой в «Дексьем бюро» и ДСТ, случился в 1934 г. Во время визита во Францию группой хорватских «усташей» были убиты король Югославии Александр Карагеоргиевич и сопровождавший его в поездке по Марселю французский министр иностранных дел Барту. За халатность при обеспечении визита уволены десятки сотрудников тайных чслужб, а также начальник ДСТ Бентуан, против которого возбудили уголовное дело.
Как и британцы, французские разведчики замечены в тайных акциях в поддержку белого движения, а затем и эмигран- тов-террористов РОВС и организации Савинкова. Советниками савинковцев в Польше в 20-е годы были кадровые французские разведчики Гакье и Таккелье. Другой разведчик, Лаварье, в 1918 г. после раскрытия заговора послов выслан из России. Его коллеги из военной разведки Жанен, Гренуар, Буржуа были советниками армии Колчака.
Обыденную для спецслужб начала XX века относительно размеренную жизнь прервала война 1939 г. и последовавшая оккупация Франции. Здесь история французских спецслужб делится надвое. Одни ушли с Де Голлем в эмиграцию и в рядах спецслужб правительства в изгнании вместе с британцами и американцами участвовали в поддержке Сопротивления и заброске диверсантов в немецкий тыл. Другие в 1940—1945 гг. в оставшихся в Париже «Дексьем бюро» и ДСТ сотрудничали с новой властью. В Париже спецслужбами коллаборационистов руководили Фийоль, Буске, Дарлан. «Дексьем бюро» и его штурмовой отряд «Интервасьон» охотились за бойцами Сопротивления, евреями и коммунистами, устроив в Париже на улице Соссэ настоящий пыточный конвейер. При прогерманском правительстве Петена в Виши такой же спецотдел контрразведки возглавляли Папон, Тувье, Лемуан. После освобождения Франции многие из них были осуждены.
Комментарии закрыты.