Архитектура — застывшая музыка. Музыка — живая архитектура. Композитор — это архитектор, который проектирует разворачивающиеся во времени структуры.
Как однажды подметил Густав Флобер, архитекторы, проектируя дом, имеют склонность забывать о лестнице. Если мы уподобим музыкальное произведение проектируемому дому, то лестницей будет то, что позволяет нам войти и выйти. «Войти» значит приблизиться к пониманию структуры, а выйти — значит сформировать по возможности яркое впечатление и приятное воспоминание.
Артур Шопенгауер утверждал, что музыка — это, с одной стороны, прямая объективация воли. С другой стороны, музыка — способ познания воли как первоосновы бытия. Уникальность музыки — это способность к выражению самой себя посредством самой себя. В произведениях живописи, к примеру, выражаются какие-либо идеи, которые уходят корнями в культуру и мировоззрение. В музыке же всё не так: там нет ничего привнесённого извне.
Музыка, которую вы можете услышать на сайте vZvuke.Net, это, прежде всего, акустическое переживание. На определённой ступени усложнения структуры, произведение перестаёт быть исключительно акустическим переживанием, и превращается в психическое. Простым примером может быть сравниение обычного минорного аккорда и минорного септаккорда. Первый будет более однозначным, «плоским» и понятным. Второй будет более красочным и эмоционально наполненным.
Если бы наш мир не существовал, музыка могла бы существовать несмотря на это. Музыка не нуждается в нас. Её не интересует наша культура и её символы. Она есть вещь в себе. Бесспорно, музыке нередко придаётся некое содержание, но разве оно становится частью музыки? Такое связывание музыки с иным содержанием скорее следует сравнить с навязыванием нам идеи о том, что музыка такого содержательного произведения, пытается «подражать изображаемому явлению».
Гимн Советского Союза — разве он говорит нам что-либо о коммунизме, партии, Ленине? Нет мы лишь привыкли связывать это музыкальное произведение с коммунистическим прошлым. А это объясняется исключительно тем фактом, что эта связь между означающим и означаемым (музыкальным произведением и идеологией коммунизма) всего-навсего была навязана нам кем-то. Гимн СССР как произведение, несомненно, несёт в себе эмоциональный заряд. Но это творение с таким же успехом могло быть гимном любой другой страны, в том числе капиталистической, враждебной советскому строю.
Как композитору, так и исполнителю важно сформировать такую музыкальную структуру, которая будет способна говорить сама за себя. В этом и состоит, на мой взгляд, главный философский принцип музыкального творчества.
Комментарии закрыты.