В какой-то степени сходный поворот намечается не только у Антониони, но и в творчестве Феллини, о чем свидетельствует его последний фильм «Клоуны» — своеобразный, хотя и странный, рассказ об искусстве.
Задача марксистской критики чутко подмечать движение больших художников Запада к правде, к реализму и всячески поддерживать их в этом движении. Изучая самые различные потоки западного киноискусства, следует видеть в нем и то, что неразрывно связано с кризисом капиталистической системы, с классовым содержанием буржуазной культуры, но вместе с тем и то, что отражает реальные противоречия капиталистического мира, что неотделимо от жизни народов, их исторической судьбы.
Наличие прогрессивных тенденций в западном киноискусстве особенно отчетливо видно сейчас на примере Италии. Ряд итальянских фильмов — и в этом их значение — по-прежнему, как и во времена неореализма, противостоит буржуазному кинематографу. Наиболее прогрессивная часть кинорежиссеров устояла от соблазна создавать доходные киноленты, прославляющие мнимое «всеобщее благоденствие». С разной степенью таланта и остроты критического взгляда передовые художники Италии стремятся отразить существенные процессы в жизни современного общества. Они не чураются прямого и ясного суждения о явлениях действительности, не уходят от проблем, волнующих народные массы, в мир символов, предчувствий и подсознательных ассоциаций. В их фильмах бьется пульс жизни, а в некоторых случаях показывается и борьба за лучшее будущее человечества.
На наших глазах в современной Италии развивается и крепнет совершенно новое течение политического кино, в которое включились и некоторые маститые режиссеры и более молодые — Элио Петри, Дамиано Дамиани, Франческо Рози и другие. Общий «сдвиг влево» всего итальянского общества, острота классовых битв в этой стране определенным образом сказались и на кинематографе, в котором все чаще заявляют о себе художники, стоящие на прогрессивных политических и эстетических позициях. Аналогичные тенденции, как мы уже показали выше, начинают пробивать себе дорогу и в кинематографии США, Японии, Индии.
Возникло совершенно новое явление — кинематограф Латинской Америки, этого бурлящего континента, где немало ярких, талантливых, откровенно политических фильмов большого социального охвата. Развивается киноискусство в странах Африки. Все эти явления нуждаются в глубоких исследованиях.
Человечество вступило в знаменательный период своей истории — период становления нового и крушения старого общества. В мире растут и крепнут силы социализма, социального и национального освобождения народов. На всех континентах идут острые классовые бои. Все явственнее обнаруживается историческая обреченность капитализма с его неизбежными спутнинами — эксплуатацией трудящихся, национальным
угнетением, захватническими войнами. Все яснее делается перспектива социального и духовного обновления мира, которое принесет ему победа коммунизма.
В этих условиях в мировом киноискусстве неминуемо будут укрепляться прогрессивные тенденции, будет обретать силу передовое социалистическое и гуманистическое искусство, способное правдиво и ярко отразить происходящие в мире процессы. Нет сомнения в том, что многие из тех художников Запада, которые ныне еще только ищут выхода из духовного кризиса, в конце концов освободятся из плена реакционных буржуазных идей, из тенет индивидуализма и анархизма, вырвутся на простор искусства жизненной правды, искусства реализма и высокой гражданственности, помогающего массам не только познавать, но и изменять мир.
Комментарии закрыты.